Когда я говорила, что после Довженко, т.е. с 30-го года, вплоть до Параджанова, украинское кино будет прозябать в провинциализме, я не имела в виду, что там не будет создано хороших фильмов. Там Виктор Иванов снимет прекрасный водевиль "За двумя зайцами", там начинали Тодоровский и Хуциев, в конце-то концов последний именно там снял по сию пору всенародно любимую "Весну на Заречной улице", но... это не было украинским кино - ну, просто на украинские студии были распределены некоторые советские режиссёры, снимавшие хорошие фильмы, но не создававшие отдельную украинскую школу и не продолжавшие традиции этой школы, заложенные Довженко. Так продолжалось, пока там не появился Сергей Параджанов - "армянин, родившийся в Грузии, и сидевший в России за украинский национализм"
Вообще-то я про него уже писала - вот тут, но сейчас вернёмся к началу. Один критик про него как-то сказал, что вот де, он с неимоверной лёгкостью снимал «национальные» украинские, армянские, грузинские фильмы — а мог бы снять и немецкий, и нигерийский. Но вот ведь загадочная штука - ведь первые-то параджановские фильмы, до "Теней забытых предков" - никакие! Вот появляется в Киеве этот мультикультурный, но всё-таки в первую очередь восточный эстет-перфекционист, сын антиквара, тяготеющий к пышности, перформансу, и что? И снимает безнадёжно провинциальную, устаревше-соцреалистическую лабуду! Причём это не было "пробой пера" молодого мастера - 8 таких фильмов успел наклепать Параджанов, пока не случилось короткое замыкание... Да и тогда ничто не предвещало - это должен был быть обычный заказной "датский" (т.е. снятый к какой-то дате - юбилею украинского классика Коцюбинского) фильм, с неким налётом "этнографизма" - о гуцульских Ромео и Джульетте. Именно под маркой ненадолго разрешённой "этнографии" потом и будет развиваться и украинское, и грузинское поэтическое кино, пока власти не спохватятся, но об этом в следующем рассказе. А что же случилось здесь? Почему "Огненные кони" (так в зарубежном прокате будут называться "Тени забытых предков") вихрем пронесутся по всему ошеломлённому миру, собирая всевозможные награды и даря славу и своему автору, и доселе никому не известному украинскому кино? Параджанов поедет снимать свой фильм в Карпаты, к сохранившим, на его удивление, почти нетронутым современной цивилизацией обрядовый обиход гуцулам. И вот тут-то что-то и замкнёт! Сомкнутся южно-славянское и кавказское архаическое коллективное бессознательное, или мифологическое сознание, и высечется такая искра, вернее, пожар, что мама не горюй!
Впрочем, чего я пересказываю - вот посмотрите хотя бы отрывок из фильма, и всё сами поймёте! За прикрученное сюда видео отдельное спасибо @Ева
В главной роли в этом фильме снялся актёр, а потом и сценарист, и режиссёр, и композитор Иван Миколайчук - запомните это имя, оно нам ещё пригодится. А оператором был друг-враг-ученик Юрий Ильенко - и это имя тоже запомните!
В общем, перефразируя Ленина, Довженко и гуцулы разбудили Параджанова, он высечет искру национального украинского поэтического кино, а потом её подхватят и раздуют в пожар молодые штурманы будущей бури - наследники Параджанова
О них, т.е. о поэтическом украинском кино 60-х, и будет наш следующий рассказ - следите за рекламой! 

Вообще-то я про него уже писала - вот тут, но сейчас вернёмся к началу. Один критик про него как-то сказал, что вот де, он с неимоверной лёгкостью снимал «национальные» украинские, армянские, грузинские фильмы — а мог бы снять и немецкий, и нигерийский. Но вот ведь загадочная штука - ведь первые-то параджановские фильмы, до "Теней забытых предков" - никакие! Вот появляется в Киеве этот мультикультурный, но всё-таки в первую очередь восточный эстет-перфекционист, сын антиквара, тяготеющий к пышности, перформансу, и что? И снимает безнадёжно провинциальную, устаревше-соцреалистическую лабуду! Причём это не было "пробой пера" молодого мастера - 8 таких фильмов успел наклепать Параджанов, пока не случилось короткое замыкание... Да и тогда ничто не предвещало - это должен был быть обычный заказной "датский" (т.е. снятый к какой-то дате - юбилею украинского классика Коцюбинского) фильм, с неким налётом "этнографизма" - о гуцульских Ромео и Джульетте. Именно под маркой ненадолго разрешённой "этнографии" потом и будет развиваться и украинское, и грузинское поэтическое кино, пока власти не спохватятся, но об этом в следующем рассказе. А что же случилось здесь? Почему "Огненные кони" (так в зарубежном прокате будут называться "Тени забытых предков") вихрем пронесутся по всему ошеломлённому миру, собирая всевозможные награды и даря славу и своему автору, и доселе никому не известному украинскому кино? Параджанов поедет снимать свой фильм в Карпаты, к сохранившим, на его удивление, почти нетронутым современной цивилизацией обрядовый обиход гуцулам. И вот тут-то что-то и замкнёт! Сомкнутся южно-славянское и кавказское архаическое коллективное бессознательное, или мифологическое сознание, и высечется такая искра, вернее, пожар, что мама не горюй!


В главной роли в этом фильме снялся актёр, а потом и сценарист, и режиссёр, и композитор Иван Миколайчук - запомните это имя, оно нам ещё пригодится. А оператором был друг-враг-ученик Юрий Ильенко - и это имя тоже запомните!
В общем, перефразируя Ленина, Довженко и гуцулы разбудили Параджанова, он высечет искру национального украинского поэтического кино, а потом её подхватят и раздуют в пожар молодые штурманы будущей бури - наследники Параджанова


Ну, вот здрасьте - а чем тебе Земля так понравилась? Тем же самым - поэтикой и потрясающими образами! Этот фильм Параджанова я люблю больше его более поздних "Цвета граната" и "Ашик Кериба" (хотя вот "Легенду о Сурамской крепости" ещё люблю) - вот в тех, на мой взгляд, уже всепобеждающая восточная созерцательность и статика, и сам Параджанов там уже в основном художник-коллажист, а тут-то такая экспрессия, такая страстность! Может, ты просто йуная была, может, пересмотреть пора?
@Ева, Да лан - вот в поздних да, ни хрена с сюжетом не разберёшься, а тут-то чего непонятного? Бедный юноша полюбил девушку из богатой семьи, между ними пролегла кровь (её отец убил его отца), но они всё равно любили друг друга, он уехал на заработки батрачить, а она, пробираясь к нему в тоске, погибает. Но жизнь-то продолжается, и он женится на нелюбимой... продолжать?
И, кстати, это приветствие: "Слава Христу!" - вот откуда пошли оказывается всем известные возгласы.
Если я не ошибаюсь, Лотяну (тоже не последний режиссёр) тоже о гуцулах фильмы снимал...
Во всяком случае, сравнивать его с Параджановым я бы не стала.
Чё эта - на уровне сюжета там как раз банальнейшая идеологическая агитка, а вот тут как раз миф о вечной любви!
Хм... т.е. линию его "правильной" женитьбы ты ваще отсекла? Я уж не говорю о совершенно крышесносном, как ты выражаешься, "оформлении" - поэтики (именно визуальной!) как раз на уровне "Земли"...
А про актёров что можешь сказать?
А как я их эдак описывала? Да никак! Я ж не знала, что яблоки - твоя фишка! Ну, нету в "Тенях" у Параджанова яблок - что я могу сделать?
gordonua.com/specprojects/teni.html
Злая кошка, ага, интересно, спасибо!
А когда?!