Когда я говорила, что после Довженко, т.е. с 30-го года, вплоть до Параджанова, украинское кино будет прозябать в провинциализме, я не имела в виду, что там не будет создано хороших фильмов. Там Виктор Иванов снимет прекрасный водевиль "За двумя зайцами", там начинали Тодоровский и Хуциев, в конце-то концов последний именно там снял по сию пору всенародно любимую "Весну на Заречной улице", но... это не было украинским кино - ну, просто на украинские студии были распределены некоторые советские режиссёры, снимавшие хорошие фильмы, но не создававшие отдельную украинскую школу и не продолжавшие традиции этой школы, заложенные Довженко. Так продолжалось, пока там не появился Сергей Параджанов - "армянин, родившийся в Грузии, и сидевший в России за украинский национализм":gigi:
Вообще-то я про него уже писала - вот тут, но сейчас вернёмся к началу. Один критик про него как-то сказал, что вот де, он с неимоверной лёгкостью снимал «национальные» украинские, армянские, грузинские фильмы — а мог бы снять и немецкий, и нигерийский. Но вот ведь загадочная штука - ведь первые-то параджановские фильмы, до "Теней забытых предков" - никакие! Вот появляется в Киеве этот мультикультурный, но всё-таки в первую очередь восточный эстет-перфекционист, сын антиквара, тяготеющий к пышности, перформансу, и что? И снимает безнадёжно провинциальную, устаревше-соцреалистическую лабуду! Причём это не было "пробой пера" молодого мастера - 8 таких фильмов успел наклепать Параджанов, пока не случилось короткое замыкание... Да и тогда ничто не предвещало - это должен был быть обычный заказной "датский" (т.е. снятый к какой-то дате - юбилею украинского классика Коцюбинского) фильм, с неким налётом "этнографизма" - о гуцульских Ромео и Джульетте. Именно под маркой ненадолго разрешённой "этнографии" потом и будет развиваться и украинское, и грузинское поэтическое кино, пока власти не спохватятся, но об этом в следующем рассказе. А что же случилось здесь? Почему "Огненные кони" (так в зарубежном прокате будут называться "Тени забытых предков") вихрем пронесутся по всему ошеломлённому миру, собирая всевозможные награды и даря славу и своему автору, и доселе никому не известному украинскому кино? Параджанов поедет снимать свой фильм в Карпаты, к сохранившим, на его удивление, почти нетронутым современной цивилизацией обрядовый обиход гуцулам. И вот тут-то что-то и замкнёт! Сомкнутся южно-славянское и кавказское архаическое коллективное бессознательное, или мифологическое сознание, и высечется такая искра, вернее, пожар, что мама не горюй! :) Впрочем, чего я пересказываю - вот посмотрите хотя бы отрывок из фильма, и всё сами поймёте! За прикрученное сюда видео отдельное спасибо  @Ева :)

В главной роли в этом фильме снялся актёр, а потом и сценарист, и режиссёр, и композитор Иван Миколайчук - запомните это имя, оно нам ещё пригодится. А оператором был друг-враг-ученик Юрий Ильенко - и это имя тоже запомните!
В общем, перефразируя Ленина, Довженко и гуцулы разбудили Параджанова, он высечет искру национального украинского поэтического кино, а потом её подхватят и раздуют в пожар молодые штурманы будущей бури - наследники Параджанова:gigi: О них, т.е. о поэтическом украинском кино 60-х, и будет наш следующий рассказ - следите за рекламой! :)

@темы: кино, украинское кино

Комментарии
21.06.2014 в 10:50

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Так я фильм смотрела! И ни фига не прониклась, а наоборот, утомилась! Костюмы только понравились ))) Ты объясни, чем он такой прекрасный )))
21.06.2014 в 12:18

И я когда-то давно смотрела єтот фильм. Он совершенно непонятный, как, наверное, и все параджановские. Я бы сказала набор красивых картинок, связанных сюжетом. Но, например, в «Цвете граната» мне и сюжет не проглядывался. Правда, смотрела я его давно и почти ничего не помню, кроме Софико Чиаурели.
21.06.2014 в 18:29

Kitchen Witch, чем он такой прекрасный
Ну, вот здрасьте - а чем тебе Земля так понравилась? Тем же самым - поэтикой и потрясающими образами! Этот фильм Параджанова я люблю больше его более поздних "Цвета граната" и "Ашик Кериба" (хотя вот "Легенду о Сурамской крепости" ещё люблю) - вот в тех, на мой взгляд, уже всепобеждающая восточная созерцательность и статика, и сам Параджанов там уже в основном художник-коллажист, а тут-то такая экспрессия, такая страстность! Может, ты просто йуная была, может, пересмотреть пора? :))) Неужто даже этот отрывок не впечатлил сейчас? :(

@Ева, Да лан - вот в поздних да, ни хрена с сюжетом не разберёшься, а тут-то чего непонятного? Бедный юноша полюбил девушку из богатой семьи, между ними пролегла кровь (её отец убил его отца), но они всё равно любили друг друга, он уехал на заработки батрачить, а она, пробираясь к нему в тоске, погибает. Но жизнь-то продолжается, и он женится на нелюбимой... продолжать? :)))
21.06.2014 в 18:45

Кто бы гуцулов знал, если бы не Параджанов.)
И, кстати, это приветствие: "Слава Христу!" - вот откуда пошли оказывается всем известные возгласы.
21.06.2014 в 19:05

Злая кошка, Кто бы гуцулов знал, если бы не Параджанов
Если я не ошибаюсь, Лотяну (тоже не последний режиссёр) тоже о гуцулах фильмы снимал...:)
21.06.2014 в 20:02

Лотяну мне кажется местной (советской) попсой.
Во всяком случае, сравнивать его с Параджановым я бы не стала.
21.06.2014 в 20:27

Злая кошка, Ну, не надо - его "Лаутары" вполне вписывались в мировое "поэтическое кино"... а "Мой ласковый и нежный зверь", между прочим, в Каннах номинировался на Золотую пальмовую ветвь... а Канны - это всё-таки не попсовый Оскар...:)))
21.06.2014 в 21:28

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, ну, в Земле сюжет - натуральный миф, поэтому пробирает, а здесь - банальная история, которая целиком зависит от обработки. И обработка лично мне показалась интересной только этнографически ) А смотрела я года два назад ))) И образы меня поразили только, опять же, как ожившая витрина из Музея этнографии )
21.06.2014 в 22:41

Kitchen Witch, в Земле сюжет - натуральный миф
Чё эта - на уровне сюжета там как раз банальнейшая идеологическая агитка, а вот тут как раз миф о вечной любви! :))) Кстати, помнится, undel как-то говорила о каком северном (то ли якутском, то ли чукотском) эпосе, где воспевалась т.н. "бесполезная" любовь в пику правильной, заботящейся о выживании и продолжении рода - не помнишь? Или ты её не читаешь?
21.06.2014 в 22:43

Kitchen Witch, Я бы сейчас продолжила эту тему (по сюжету), но сама себя остановила - ведь в искусстве-то мы в первую очередь не сюжет ценим, а образы! :))))))))
22.06.2014 в 00:46

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, это на внешнем уровне, а на самом деле сплошные архетипы, подкреплённые картинкой Довженко ) А Ромео и Джульетта - это совсем не мифологический сюжет, это именно что человеческая байка, иногда в виде легенды к географии привязана, но не больше. Ундель читаю, но про эпос не помню. А сюжет помогает, конечно, но нечасто главное )
22.06.2014 в 00:56

Kitchen Witch, Так и при чём тут сюжет тогда? Надеюсь, ты признаёшь фильм "Летят журавли" шедевром? Насколько там важен сюжет? :)
22.06.2014 в 01:19

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, сюжет тут при том, что он однослойный, простой, как доска ) и требует оформления, как у Шекспира, например, а Параджановское оформление для меня лично не работает никак, кроме демонстрации костюмов ) А в Земле в агитпроповском, но мифологичном по сути сюжете можно столько аллюзий выудить, что любо-дорого )) А в Журавлях и оформление что надо, и универсальный сюжет интересен в конкретном историческом контексте ) И в Журавлях актёры играют, а не просто носят костюмы )
22.06.2014 в 01:26

Kitchen Witch, Обана - это в Тенях-то простой, как доска?! Ну-ка, перескажи! :)))
22.06.2014 в 01:28

Kitchen Witch, И я не очень поняла, что ты подразумеваешь под "оформлением"...:)
22.06.2014 в 21:09

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, ну ладно, не как доска, но основная канва - любовь пары вопреки желанию рода ) а под оформлением я подразумеваю вообще всё - где, с кем, как, в какую погоду )))
22.06.2014 в 21:30

Kitchen Witch, любовь пары вопреки желанию рода
Хм... т.е. линию его "правильной" женитьбы ты ваще отсекла? Я уж не говорю о совершенно крышесносном, как ты выражаешься, "оформлении" - поэтики (именно визуальной!) как раз на уровне "Земли"...:)
22.06.2014 в 21:38

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Правильная женитьба - это тоже традиционный сюжет ) А крышесносной визуальной поэтики я как раз и не увидела, поэтому и спрашиваю тебя, где она )))
22.06.2014 в 21:52

Kitchen Witch, Эээ... ну, как я могу объяснить словами визуальную крышесносность? :)) Вот кто-нибудь бы тебе сказал про яблоки в "Земле" - "ну, и чем они крышесносны? Яблоки себе и яблоки..." - как бы ты смогла доказать обратное? :)))
22.06.2014 в 21:55

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, яблоки в твоём описании фильма меня как раз заинтересовали ))) Ну хоть какие-нибудь примеры шедевральности дай - может, я пересмотрю, буду специально следить ))
А про актёров что можешь сказать?
22.06.2014 в 23:24

Kitchen Witch, яблоки в твоём описании фильма меня как раз заинтересовали
А как я их эдак описывала? Да никак! Я ж не знала, что яблоки - твоя фишка! Ну, нету в "Тенях" у Параджанова яблок - что я могу сделать? :))))) А красное кружащееся дерево хотя бы в приведённом отрывке тебя не впечатлило... И кровавые кони, несущиеся в сцене убийства отца героя, очевидно, тоже... ну, значит, не твои это образы... В принципе, и поэзия людям разная нравится - и это нормально...:))
22.06.2014 в 23:31

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, ладно, специально ради тебя найду и пересмотрю целиком, и отчитаюсь по свежим следам )))
22.06.2014 в 23:41

Kitchen Witch, Давай! Я как раз, когда смотрела его в молодости, вообще в кинопоэтику не въезжала, позднего Параджанова до сих пор не очень люблю, хоть и ценю - считаю его в первую очередь художником... а вот когда год назад пересмотрела "Тени" в Киноклубе, была просто оглушена! :)
22.06.2014 в 23:49

Kitchen Witch, Кстати, в следующем рассказе о "последышах" Параджанова будет фильм Ю.Ильенко "Родник для жаждущих" - там такииииииииие яблоки!:lol:
23.06.2014 в 00:02

вот здесь интересно про фильм, мольфаров и раскадровки)

gordonua.com/specprojects/teni.html
23.06.2014 в 00:54

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, ну, я не в молодости смотрела, но теперь побывала практически там, где фильм снимали, может, чего увижу иначе ))
Злая кошка, ага, интересно, спасибо!
23.06.2014 в 01:25

Kitchen Witch, я не в молодости смотрела,
А когда?!:lol:
23.06.2014 в 02:16

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, два года назад - это не молодость ни по каким параметрам ))))
23.06.2014 в 02:53

Kitchen Witch, Ваще-то по всем геронтологическим таблицам нонче молодость до 40-ка...:)))