Когда-то в комментариях на один мой пост девушка-психолог написала: "Чувство стыда является прекрасным орудием для манипуляций, навязанное нам с детства, однако очень нещадно по отношению к тому, кого стыдят. Манипулируя таким образом, общество растит рабов, что в принципе выгодно...". Я привыкла доверять профессионалам и пристыженно замолчала - действительно, негоже, наверное, стыдить человека, особенно молодого за то, что он чего-то не знает. Действительно ж, и я многого не знаю. Или как недавно еще в одной дискуссии заявили - "подумаешь, кто-то не знает, что Эрих Мария Ремарк - мужчина, пофиг ему, кто это вообще такой, т.к. он зато гениальный физик" (это не дословная цитата, это я смысл передаю:)). Вот вроде бы логично - зачем гениальному физику знать Ремарка? Последний, небось, в физике-то ни хрена не понимал :gigi:. Кстати, а если бы имярек не был гениальным физиком, тогда бы ему было стыдно?
В общем, почти убедили, стыдить - нехорошо, это наследие тоталитарного общества (очень удобное обвинение, этих слов все интеллигенты боятся и сразу затыкаются), не знать - не стыдно. А что стыдно? Или стыд сам по себе - тоже наследие тоталитарного общества? :horror: Специально в психологические словари полезла, вот чего нашла: "Негативная эмоция, свидетельствующая о возможности потери самоуважения. При его (стыда) переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения неудач индивида". У-у-у, какой ужас! Точно это не для человека, который звучит гордо - вредно очень стыдиться... И перестали стыдиться. И самоуважение сохранили. Вот переругиваются (грязно, мерзко) известные публичные дамы в сети из-за горшочка каши - и обеим не стыдно, обе себя уважают. Или публичный дядечка (писатель! мужчина!) делится в сети с народом интимными (вплоть до анатомических) подробностями своих отношений с одной из этих дам - тоже не стыдно! Аж раздувается от гордости и самоуважения!
Ау, психологи, может, всё-таки легитимизируете чувство стыда, а то без него как-то очень мерзко и стыдно... прям хоть обратно в тоталитаризм просись...:)

Комментарии
31.08.2010 в 23:45

От чистого истока в Прекрасное далеко
shoose Ну если речь о стыде вообще, то в чем-то он, конечно, должен быть. В нравственных, моральных вопросах. В том, что ты имеешь в виду под "делать мерзости".

Но где "не знать, не хотеть" - я считаю, что тут личное дело каждого. Не хотят - и не хотят. Не нравится, что не знают - заинтересуй их, не хочешь или не можешь - не возмущайся) Где-то так...

Во мне, может, просто бывшая закалка говорит. Со школы занималась репетиторством. И у меня все всё минимально необходимое знали в итоге, даже если ко мне пришли, не зная ничего. Поэтому я привыкла реагировать спокойно. "Не умеешь решать эти задачи? Сейчас объясню. Вот смотри...." Но если б я занималась тем, что стыдила, я бы ничего не добилась.

И поэтому мне как-то странно от учителей слышать, что на уроках надо обличать и стыдить тех, кто не знает. Вы для того и пришли в класс, чтобы знали. Не знают - значит, плохо работаете.
31.08.2010 в 23:54

olya11 Слушай, дети - это одно, а вот если уже взрослый человек понятия не имеет о том, кто с кем и зачем воевал во Второй Мировой - это уже, по-моему, стыдно! Ну, не может это быть ненужным современному человеку! Он тогда ни хрена в сегодняшнем мире не поймет! :( И, кстати, если взрослый человек (это я уже предыдущий пост вспоминаю, на который мне девочка психолог-то ответила) даже не слышал о том, кто такой Тургенев и даже не смущается - это тоже страшно, т.к. хотя общие представления о культуре своей страны должны быть у каждого взрослого, и это не о книгах! :)
01.09.2010 в 00:06

От чистого истока в Прекрасное далеко
даже не слышал о том, кто такой Тургенев и даже не смущается - это тоже страшно

Мне не страшно. Про авторов я уже выше сказала. Без знания Тургенева вполне себе можно жить, если он не филолог. Он знает, что ему по профессии положено, надеюсь. Это мне может быть не все равно, если мне его работа нужна. Но все остальное, чего он знает/не знает - его личное дело.

Про войну - я лично еще не встречала русских людей, которые бы не знали, что была Вторая мировая война, кто воевал и в какие годы. Ну за исключением совсем уж малышей. Но в принципе... Даже здесь незнание меня не печалит. У меня своих проблем полно, еще о чужих знаниях печься. Если ВОВ его не затронула никак, т.е. никто из близких не воевал и не пострадал в этой войне, за человека можно только порадоваться. По большинству семей война прошлась катком.

У Петрановской об этом хорошо было сказано: ludmilapsyholog.livejournal.com/50688.html
01.09.2010 в 00:15

olya11 Ну, так и у Петрановской говорится о том, что "его поколению, видно, придется платить некой эмоциональной притупленностью"! Ты хочешь жить или чтобы твои дети жили в обществе "толстокожих"? Я - нет...:(
01.09.2010 в 00:19

От чистого истока в Прекрасное далеко
shoose Сие от нас не зависит. Это психологические законы. И если общество устало постоянно испытывать боль и получает эмоциональную притупленность, никто здесь ничего не изменит.

Я не борюсь с ветряными мельницами) Относительно своего ребенка я что-то еще могу сделать, но с чужими вряд ли. Со взрослыми - тем более. Так чего нервничать?)
01.09.2010 в 00:25

olya11 Ты знаешь, у меня ощущение, что общество не само получает эмоциональную притупленность - оная ей старательно прививается, как и дурновкусие, и бесстыдство... и именно это дает возможность им (обществом) манипулировать, а вовсе не стыд...:(
01.09.2010 в 00:39

От чистого истока в Прекрасное далеко
shoose Знаешь.. Тут как раз тот случай, где хотите что-то изменить - заинтересовывайте. Пишите статьи о книгах, о войне, создавайте поисковые отряды, организуйте кружок любителей чтения, еще чего-то там.... Не хотите - не парьтесь о чужом безразличии и невежестве, потому что разговорами, причитанием и сожалением этого все равно не изменишь.

Я тебя уважаю. Ты со своей стороны делаешь все, что можешь. Ведешь лекторий, и в дневнике о фильмах, и вообще о многом, хорошо пишешь. Я здесь о многом узнаю, мне интересно. В остальном от тебя ничего не зависит, так зачем переживать? "Делай что должно, и будь что будет" (с) Мы все равно не изменим ВЕСЬ мир. Он таков, какой есть.
01.09.2010 в 00:42

olya11 Я поняла - у этого поста мне тоже надо было, как и у того, поставить тэг "старческое брюзжание"... :lol:
01.09.2010 в 00:47

От чистого истока в Прекрасное далеко
shoose :D скажешь тоже
01.09.2010 в 01:35

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose стыд - это осознание "неправильности" или несправедливости твоих поступков, слов или даже мыслей. конечно! именно поэтому "неправильность" должна быть общечеловеческой, а не сиюминутной - чего там требует общество в данный момент. Носить или не носить мужикам серьгу в ухе, читать или не читать Булгакова - это всё "традиционные" поводы для стыда, ты не находишь? И совсем не существенные, от такого стыда и надо избавляться. "Делать мерзости" - нехорошо, этого надо стыдиться, но я и не вижу, чтобы кто-то особенно не стыдился, по крайней мере, массово. Не стыдятся подробностей сексуальных отношений - потому что поменялись установки, из того разряда, что меняются регулярно, как про серьги, а совсем не из категории общечеловеческих "мерзостей". В том-то и дело, что испытывать дискомфорт от того, что ты что-то несущественное делаешь не как все - не то носишь, не то читаешь, не с тем полом спишь - непродуктивно и ненужно.
01.09.2010 в 01:44

Kitchen Witch Слушай, а где у меня о "сиюминутном"?! История культуры не сиюминутна, "мерзость" тоже... И при чем тут подробности сексуальных отношений ?! Если ты о последнем моем примере, то... нет, даже пересказывать мерзко... сейчас ссылку дам - сама оценишь, мерзость это (и реакция на это!) или нет - axl-kolishevsky.livejournal.com/417444.html
01.09.2010 в 04:19

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose дык тогда поясни - чего, по-твоему, помимо не-чтения классиков, нужно стыдиться, чего не стыдятся сейчас )) у тебя, кажется, было либо очень общо - "стыд как таковой потеряли", либо очень конкретно - не читать Ремарка, делаиться подробностями личной жизни. Ремарк очень даже сиюминутен, заморочки насчёт секса - тоже.
Ссылка на ЖЖ - мерзость, но очень мелкая и мелочная и демонстрирует преимущественно колоссальное убожество автора. Раньше, если убогие хотели отомстить - стучали, теперь - пишут в ЖЖ. По масштабу последствий несравнимо, по-моему. И честное слово, стукачество намного постыднее.
01.09.2010 в 09:22

она цинично старалась быть хорошей...
shoose стыд - это осознание "неправильности" или несправедливости твоих поступков, слов или даже мыслей
на мой взгляд, осознание - это не стыд... стыд - это чувство, то есть осознание(а часто и навязанное знание извне) окрашенное эмоциями... осознание полезно потому что может включить мыслительную деятельность на исправление "неправильностей"... чувства и эмоции, особенно долго пережевываемые, вредны, потому что уводят мысль от вопроса "что делать" к "кто виноват" и "какой я плохой/они плохие"...

и не знаю где вы увидели эмоциональную притупленность в обществе... я наоборот радуюсь нынешнему молодому поколению - они открытые, более честные, они много читают, правда все разное, кому что интересно))... да, может у пожилых эта самая притупленность наблюдается, но, опять же моё ИМХО, это не в обществе дело, а в возрасте, да и телевизор надо меньше смотреть...
01.09.2010 в 10:41

Нет завтра. Есть только здесь и сейчас.
shoose И, кстати, если взрослый человек (это я уже предыдущий пост вспоминаю, на который мне девочка психолог-то ответила) даже не слышал о том, кто такой Тургенев и даже не смущается - это тоже страшно- черт. Сижу и завидую. Мне страшно совсем-совсем другое.
Честно, без иронии - ты счастливый человек, если тебе страшно это. :)
суета сует
01.09.2010 в 21:32

Kitchen Witch, Aglaya, eden Ох, девушки, какие ж вы неугомонные...:))) Я б еще поспорила, но устала - я ж говорила, что пожилые дамы устают быстрее... Т.ч. давайте я просто соглашусь с тэгом "старческое брюзжание"... :-D
02.09.2010 в 16:03

Нет завтра. Есть только здесь и сейчас.
shoose - согласна. :)