Я уже говорила, что я тормоз - читаю и смотрю всё года через три-пять после того, как уже всё отшумело. Вот и теперь - только что прочла санаевское "Похороните меня под плинтусом"... и поймала себя на двух странных эмоциях. Первая - некоторая неловкость... что там наш здешний эксгибиционизм - ведь никто не знает ни нас, ни тех, о ком мы пишем. А тут сразу встают перед глазами известные всем люди, вывернутые до донышка. И неважно, что большинство из них уже умерло - тем более - они уже не смогут ответить, и вряд ли бы хотели остаться в памяти потомков такими. Впрочем, такова судьба всех знаменитостей - отсутствие прайвеси...
А вот другая эмоция была более странной. Книгу-то я прочла только что, а слышала о ней (и о спектакле по ней) давно, и знала, как все были шокированы лексикой и поведением главной героини - Бабушки. А я вот почему-то не только не была шокирована, но и уловила какой-то отзвук из детства. Я впомнила, как бабушка при ссорах сыпала проклятиями и кричала: "И за гробом моим не ходите!", вспомнила такой же накал страстей при ссорах тетушки с домашними. В детстве эти проклятия и вопли казались страшными, потом смешными, жалкими и неуклюжими. Как МХАТовская школа с ее высокими трагедийными страстями, выветрившись, стала неубедительной, ходульной и "ненастоящей". Вот я и думаю - неужто дело в том, что те поколения выросли на мхатовской школе? С заламыванием рук, вращением глазами, библейскими проклятиями, безумным накалом страстей? Неужто им не хватало подлинных трагедий, которыми жизнь их поколения насыщенна как ничья другая? Или именно поэтому - пережив в молодости подлинные трагедии, они и дальнейшую, измельчавшую спокойную жизнь, пытались наполнить высокими страстями?
А вот другая эмоция была более странной. Книгу-то я прочла только что, а слышала о ней (и о спектакле по ней) давно, и знала, как все были шокированы лексикой и поведением главной героини - Бабушки. А я вот почему-то не только не была шокирована, но и уловила какой-то отзвук из детства. Я впомнила, как бабушка при ссорах сыпала проклятиями и кричала: "И за гробом моим не ходите!", вспомнила такой же накал страстей при ссорах тетушки с домашними. В детстве эти проклятия и вопли казались страшными, потом смешными, жалкими и неуклюжими. Как МХАТовская школа с ее высокими трагедийными страстями, выветрившись, стала неубедительной, ходульной и "ненастоящей". Вот я и думаю - неужто дело в том, что те поколения выросли на мхатовской школе? С заламыванием рук, вращением глазами, библейскими проклятиями, безумным накалом страстей? Неужто им не хватало подлинных трагедий, которыми жизнь их поколения насыщенна как ничья другая? Или именно поэтому - пережив в молодости подлинные трагедии, они и дальнейшую, измельчавшую спокойную жизнь, пытались наполнить высокими страстями?
Люда.
мне кажется, все-таки, дело в самих людях...
т.к. мои бабушки как раз трагедийно себя не вели, во всяком случае внешне это не выражали (а одна и не выражает).
Хотя им-то было отмеряно всего полной мерой...
А вот родители...
это да...=)
тут и Шекспир "отдыхает"..=) не то, что мхат...
меня лично мама вообще не ругала.
она меня "ела"...очень сдержанно.
а вот между собою родители...ух! ух! и до сих пор..
а бабушка (мамина мама) - та вообще спокойная была.
Ментальность.
Татарка.
с мужем покорна.
с детьми - терпелива.
это Вы-то чтоле?
ахха...конечно...=)))национальное...
Мои-то родители...что? национальность сменили, поженившись? =))))))))
Когда года три назад купила и прочла, долго думала - давать ей читать или не стоит сыпать соль на раны.
Потом все-таки дала.
Коллега печально согласилась.
И не скажешь, что ее мать на мхатовской школе выросла. М.б., и вообще в театре не была.
сумеречный_заяц О, интересная версия! Действительно, поводов для неврастении у тех поколений было предостаточно...
*Reader* Во - сумеречный_заяц уже ответила...
Киже Да я ж не в упрек, просто как-то неловко было...
когда книгу читала, было ощущение, что подобное где-то когда-то уже слышала.
Санаев же не дословные диалоги в книгу вставил, а свои детские впечатления и ассоциации.
Эта Бабушка в книге отчасти собирательный образ, имхо.
Да интересно. Конечно, может быть. Про истерию и аутизм звучит вполне убедительно. Ну, или можно предположить, что облюбованный образ, увиденный и примененный на себя может перерасти в настоящее расстройство. Может конечно и быть, что у меня память избирательная.
Об этом, кстати, там (в моем любимом журнале "Сеанс") тоже говорится - что как только психиатры эти болезни описывали (а искусство, особенно кино, тиражировало), так тут же эпидемии и начинались...
начинается просто эпидемия аутизма
а что? аутизм может развиться?
я считала, что это - врожденное.
нет? =)
Спасибо за рекомендацию, нашла «Сеанс» в сети – обязательно почитаю. Выглядит очень привлекательно.
chydak Это мой самый любимый журнал - начинался как просто журнал о кино, а потом стал практически социологически-философским, но с очень доступным (в хорошем смысле этого слова) языком и через кино - "то, что доктор прописал..."
да...порылась чуток в инете.
и взрослый аутизм бывает...=\
сразу подумала : а у меня его нет?
аа...=)
ясно.
тогда точно нет..=)))
мне поболтать куда проще, чем написать..=))))))))