...или "Эволюция ролей Никиты Сергеича Михалкова"...
А ведь когда-то давно-давно, так давно, что и не верится, по эскалатору московского метро поднимался милый высокий кругло- и ясноглазый мальчик... и пел: "Бывает все на свете хорошо, в чем дело, сразу не поймешь. А это просто дождь прошел, нормальный летний дождь..." Как он был беззаботен, как ясен и свободен! Прошло еще несколько лет, и повзрослевший мальчик, теперь уже бандит, но очень обаятельный, будет лениво цедить "подчиненному", увлекшемуся во время ограбления поезда барышней: "Дело надо делать, дело..." А потом, забыв о солидности, азартно строчить из пулемета по жаждущим "его" сокровищ, которые должны были вернуть ему утраченное детство - гувернанток, девочек с бантиками и прочие невинные мечты... Нет, милый мальчик, стреляй-не стреляй, беги-не беги, но ушла невинность, и время твое ушло. И теперь твой герой в твоем лучшем фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино" будет кричать: "Вот так жить и знать, что ничего не изменится! И завтра будет то же самое, и послезавтра! Понос и холера, понос и холера - и ничего, кроме поноса и холеры... и так всю жизнь..."
Ничего, он быстро приспособится и вскоре в "Вокзале для двоих" наконец-то сыграет самого себя - пошлого и наглого мудака. Вот всегда меня потрясал этот феномен - как полный мудак может быть гением?! Может, оказывается! Но недолго... Через купчика Паратова, мечущегося между гусарством с его широкими и красивыми жестами, и выгодой и выбирающего все-таки золотые прииски, через командарма Котова, вырванного из почти чеховской усадьбы в кровь и гибель, наконец-то мы придем к нашей михАлковской мечте - "Я - Царь!" Потом будет небольшое понижение в должности- "Статский советник", но столько в его герое инфернальности, столько бесовщины, что и это неслучайно - не просто чиновник перед нами, нет... Мы выше метим! Куда выше?! А вы не догадываетесь? Ага-ага, вы думаете, это просто Художник (именно так, с большой буквы!), он же с какой-то стати Русский Офицер (который, оказывается, бывшим не бывает)? Фиг вам! Он... ой, страшно сказать, но... (шепотом) Бог-Отец! Мудрый, молчаливый, уставший от этих мелких людишек, но что ж делать, если им без Него никак? Ага-ага, это я (не прошло и двух лет) "12" наконец посмотрела... И страшно мне стало за Никиту Сергеича - куда ж дальше-то?! После Бога?!
Ах, как хорош был милый мальчик тогда, в 60-е... И ничто не предвещало...
А ведь когда-то давно-давно, так давно, что и не верится, по эскалатору московского метро поднимался милый высокий кругло- и ясноглазый мальчик... и пел: "Бывает все на свете хорошо, в чем дело, сразу не поймешь. А это просто дождь прошел, нормальный летний дождь..." Как он был беззаботен, как ясен и свободен! Прошло еще несколько лет, и повзрослевший мальчик, теперь уже бандит, но очень обаятельный, будет лениво цедить "подчиненному", увлекшемуся во время ограбления поезда барышней: "Дело надо делать, дело..." А потом, забыв о солидности, азартно строчить из пулемета по жаждущим "его" сокровищ, которые должны были вернуть ему утраченное детство - гувернанток, девочек с бантиками и прочие невинные мечты... Нет, милый мальчик, стреляй-не стреляй, беги-не беги, но ушла невинность, и время твое ушло. И теперь твой герой в твоем лучшем фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино" будет кричать: "Вот так жить и знать, что ничего не изменится! И завтра будет то же самое, и послезавтра! Понос и холера, понос и холера - и ничего, кроме поноса и холеры... и так всю жизнь..."
Ничего, он быстро приспособится и вскоре в "Вокзале для двоих" наконец-то сыграет самого себя - пошлого и наглого мудака. Вот всегда меня потрясал этот феномен - как полный мудак может быть гением?! Может, оказывается! Но недолго... Через купчика Паратова, мечущегося между гусарством с его широкими и красивыми жестами, и выгодой и выбирающего все-таки золотые прииски, через командарма Котова, вырванного из почти чеховской усадьбы в кровь и гибель, наконец-то мы придем к нашей михАлковской мечте - "Я - Царь!" Потом будет небольшое понижение в должности- "Статский советник", но столько в его герое инфернальности, столько бесовщины, что и это неслучайно - не просто чиновник перед нами, нет... Мы выше метим! Куда выше?! А вы не догадываетесь? Ага-ага, вы думаете, это просто Художник (именно так, с большой буквы!), он же с какой-то стати Русский Офицер (который, оказывается, бывшим не бывает)? Фиг вам! Он... ой, страшно сказать, но... (шепотом) Бог-Отец! Мудрый, молчаливый, уставший от этих мелких людишек, но что ж делать, если им без Него никак? Ага-ага, это я (не прошло и двух лет) "12" наконец посмотрела... И страшно мне стало за Никиту Сергеича - куда ж дальше-то?! После Бога?!
Ах, как хорош был милый мальчик тогда, в 60-е... И ничто не предвещало...
А ты думаешь, Михалков дурак? Мне кажется, с умом у него как раз все в норме, проблемы с другими качествами души.
Либертарный Дракон Но не такие же кардинальные!
а Рязанов не опошлился? (посмотрите "Старые клячи"), а прибуревших тоже хватает (правда, Михалков - запредельно хороший менеджер, поэтому за ним трудно угнаться даже Бондарчуку).
Откровенно говоря, в Михалкове меня смущает только одно качество - цинизм. Цинизм, выдаваемый за скупую слезу русского офицера.
О! Вот оно! Когда я фильм посмотрела именно момент про офицерство меня сильно покоробил. Теперь есть этому название).
shoose та ладно, че извиняться). Каждый видит то, что видит)). Я тетка деревенская почти, не мне судить).
@Ева Лан кокетничать-то, вот приедешь - живьем поговорим...
а и правда приедешьв Питер?
и я тож присоединяюсь - поговорить живьем))))))
Ну есть, конечно. или как там говорится в анекдоте "Михалков зашёл в церковь и сразу затерялся среди икон". Но можно легко посмотреть "Автостоп" или "Очи черные", чтобы понять, куда он движется. Хотя, на мой-то вкус "Автостоп" - запредельно русофобская фильма (нечаянно, конечно).
И что, даже конец "Жестокого романса" не напрягает?
Дайте четкое определение "пошлости" (только без дурновкусия, ибо это тоже крааайне относительное понятие) и тогда будем говорить.Пошлость - удобное слово, которым можно обозначить любую неподкрепленную ничем иным претензию.
Zinder А что меня там должно напрягать, что не напрягает у Островского? Напомни. Я не считаю этот фильм сильным, но уж больно интересно где там "ОСТОРОЖНО, ПОШЛОСТЬ!" (подобные предостережения ранние коммуняки очень любили, потом любили поборники морали, всякие национал-патриоты (в том числе и Михалков).
shoose Всё - дело вкуса. Но есть художественная задача, нравится она или нет. Если режиссер не справляется с собственной задачей - это доказемо. Пошлость же вообще вне доказательств.
Ну вот, начали с того, что Михалков пошляк, а скатились к определению пошлости в кино... А что касается Островского... ну, советую перечитать последние сцены "Бесприданницы", а потом пересмотреть конец фильма и попробовать заметить разницу. Для меня "доработка" классиков в сторону реверансов современной аудитории вполне равноценна пошлости. Хотя, конечно, народу так ближе и понятней. ))
Я не начинал. Подобные определения в ходу у современной критики. Еще они любят писать "скучно" или "вторично". Нэнавижу.
А что касается Островского... ну, советую перечитать последние сцены "Бесприданницы", а потом пересмотреть конец фильма и попробовать заметить разницу. Для меня "доработка" классиков в сторону реверансов современной аудитории вполне равноценна пошлости. Хотя, конечно, народу так ближе и понятней. ))
Господи. Начинается. "Советую вам, дорогой друг, сначала научиться читать". А что, двумя словами нельзя, что ли? Так сложно ответить или вы сами не очень помните? Ничего не понимаю.
Вполне допускаю, правда, что у Островского финал может быть и слабее, чем у Рязанова. Почему нет? Неприкасаемый, что ли?
Zinder
а) Насколько психологически верно поведение героини в этот момент с учетом созданного до этого момента ее образа.
б) Что этот момент (с плечом) привносит в фильм, что он должен сообщить зрителю в контексте фильма (ибо в фильме не может быть случайностей - всё должно подкреплять концепцию и мысль автора)
в) Как в дальнейшем обыгрывается этот психологический момент. Куда ведет?
Таким образом, мы будем говорить не о какой-то абстрактной пошлости (ах, это пошло! ах, мой тонкий вкус задет!), а о художественной уместности или неуместности.
Вот и всё. Извините за критическую лекцию.
Хотя я бы все-таки разделяла мухи и котлеты, то бишь человека и фильм, им созданный.
Lekta а и правда приедешьв Питер?
Не, пока реальных планов нету). Это Людмила так провоцирует)).