В прошлый раз мы остановились на Параджанове, заново открывшем традицию украинской кинематографической пластики с ее экстатической статикой и гипертрофированной живописностью кадра. Оператором фильма, казалось бы, совершенно случайно, стал Юрий Ильенко, но этот случай предопределит и его судьбу, и судьбу целого направления в украинском кино. Причём на съёмках "Теней забытых предков" они всё время ругались - Ильенко был человеком серьёзным, и совершенно не понимал, что вытворяет этот "шут", а уж когда на уровне монтажа Параджанов начнёт безжалостно вырезать целые куски, старательно снятые Ильенко беспрерывно движущейся камерой, того чуть удар не хватит. Но... "их дело не пропало" - когда Параджанова посадят, именно прямолинейный Ильенко подхватит это знамя "поэтического (или живописного) кино" и свой режиссёрский дебют "Родник для жаждущих" будет строить именно на статичных длинных планах, наполненных такой поэзией и метафоричностью, что фильм запретят...:gigi: Кстати, Kitchen Witch, специально для тебя - в этом фильме тоже потрясающие яблоки!:-D Не смогла найти хорошего кадра с ними, но держи хоть такой: Несмотря на запрет, слух о фильме пройдёт по всему Союзу, и говорят, что перед съёмками своей "Мольбы" (это уже грузинское поэтическое кино - помните, я говорила, что они будут всё время идти параллельно?) Тенгиз Абуладзе приедет специально смотреть "Родник...".
Маленькое лирическое отступление, но на ту же тему, раз уж помянула Абуладзе. Просто мне-то кажется, что "Родник для жаждущих" соотносится, скорее, с ранним Иоселиани, а вот с "Мольбой" больше сходства у другого представителя "поэтического украинского кино" Леонида Осыки и его фильма "Каменный крест", но его я вам даже рекомендовать боюсь, настолько он страшный - в нём как-то больше даже не поэзии, а какого-то архаичного, хтонического ужаса. Да, в этом, безусловно, своя поэзия есть, но лучше его смотреть в более спокойные времена...:) Кстати, именно в этом фильме я сделала для себя открытие - Борислав Брондуков, к которому мы все привыкли как к комедийному актёру, оказывается, начинал-то как актёр трагический!
Но вернёмся к Ильенко. После "Родника..." он снимет "Вечер накануне Ивана Купала" - внешне это уже будет чистейшая "параджановщина", абсолютно эпигонская, и смотреть её, если честно, практически невозможно...:gigi: А вот потом неожиданный триумф - фильм "Белая птица с чёрной отметиной", получивший Золотой приз на ММКФ и мировой прокат. Фильм, легализовавший в СССР поэтическое направление и одновременно его похоронивший...:( Фильм о бедной многодетной семье в Буковине с 37-го по 47-й годы. Австро-Венгрия, Румыния, СССР, немцы, опять СССР, Украина - народ Буковины менял гражданство чуть ли не каждый год, не выезжая из родной деревни. Ну, во всяком случае, те, кто выжил в этой страшной войне. Кстати, у меня отец родом оттуда, а вот его родители, судя по всему, погибли там во время войны... Братья из этой семьи оказываются по разные стороны баррикад - один уходит в советскую армию, второй - к бандеровцам. Сценарий фильма написал актёр, режиссёр, композитор, сценарист, и вообще "лицо украинского поэтического кино" Иван Миколайчук (он играл и у Параджанова, и у Осыки, и у Ильенко - я ж говорю "лицо"!:)). Роль бандеровца он писал для себя, но т.к. незадолго до этого он сыграл Шевченко, и вообще опять же был "лицом":gigi:, ему не дали эту роль, побоявшись, что он своей харизмой привлечёт симпатии к отрицательному персонажу. Т.ч. он сыграл "советского" брата, а вот роль бандеровца оказалась дебютной для молодого Богдана Ступки. Ха! Они боялись харизмы Миколайчука! Да куда ему против Ступки! :lol: Вот вам два эпизода с ним, объединённых в один танец - вначале он танцует прямо в первый день войны на свадьбе с чужой невестой, которую любят оба брата, а второй танец с ней же через десять лет уже прощальный - танец затравленного волка. Посмотрите - ведь красава же? (за видео опять же спасибо  @Ева)

А потом ловушка захлопнется. Или время уже наступит прозаическое. И когда в перестройку они попытаются реанимировать поэтическое кино, выяснится, что органичным для него был только воздух 60-х. В 90-м Ильенко ещё предпримет попытку снять фильм по последнему сценарию Параджанова, вернее, по его лагерным рассказам - "Лебединое озеро. Зона". И вот вроде всё сошлось - Параджанов, Ильенко, потрясающие актёры, но... как сказал один мой зритель, "девяностые - такие девяностые...":-D Поэтическое кино умерло - и в Украине, и в Грузии, пусть покоится с миром там, в светлых 60-х... А мы в следующий раз поговорим о Романе Балаяне, который тоже, оказывается, работал именно на студии Довженко - следите за рекламой! :)

@темы: кино, украинское кино

Комментарии
07.07.2014 в 06:38

Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят ещё узда и кнут. (с)
Спасибо! Очень интересно)))
07.07.2014 в 10:08

дохтар ватцан, Тебе спасибо...:shuffle:
07.07.2014 в 14:47

Люд, спасибо тебе за этот цикл. Очень интересно о связях и вообще.
Я «Белую птицу...» помню еще из советского телевизора, но когда я его смотрела, то мало что понимала. Впрочем поэтичность и тогда очаровывала, мне кажется - я все-таки его посмотрела)).
07.07.2014 в 15:19

@Ева, Правда, мооденький Ступка - красава? :)) А Миколайчук мне никогда не нравился - совершенно согласна с Параджановым, который поначалу сказал, что у того "бабье лицо" - кака нафик харизма?!:-D
07.07.2014 в 15:35

shoose, да, Ступка хорош.:) А Миколайчук... не знаю, его правильно на єту роль не взяли. Он туда лицом не вышел точно)). Хотя вот в «Тенях» он органично смотрится.
07.07.2014 в 15:38

@Ева, А на "Каменный крест" ещё не решилась?:gigi:
07.07.2014 в 15:48

shoose, неа, пока не готова).
07.07.2014 в 15:51

@Ева, А ты вообще знала, что Брондуков - изначально ваш актёр? Да ещё и трагический? Просто для меня это реально шоком было...:)))
07.07.2014 в 15:58

shoose, конечно, не знала! «Каменный крест» надо посмотреть ради него. Но потом.
08.07.2014 в 18:48

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, прочитала!))) И сделала себе заметки на будущее )) А про что Родник? А Белая птица совсем трагическая (глупый вопрос, подозреваю)?
08.07.2014 в 20:11

Kitchen Witch, А про что Родник?
Да всё про то же - жизнь-смерть-рождение - вода-песок-яблоки:lol: Он такой - практически бессюжетный, сплошные образы-символы...
Белая птица совсем трагическая
Да нет, не совсем - финал такой светлый...:))))
08.07.2014 в 21:44

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, хм... Родник точно поищу, а про Птицу подумаю ))) Но бандеровский танец сильно в душу запал ))
08.07.2014 в 21:53

Kitchen Witch, А я дэушка простая, мне сюжетная Птица больше нраится...:shuffle:
08.07.2014 в 23:59

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Я тоже простая, но очень чувствительная )))
09.07.2014 в 00:04

Kitchen Witch, Ну, раз чувствительная, то Птица должна понравиться...:))) Правда, в ней яблок нэту...:gigi:
09.07.2014 в 00:12

shoose, Да, харизма у Ступки - ого-го. Мне он показался здесь похожим на молодого Депардье.
Здорово два танца сняты и смонтированы, спасибо за видео и за пост.
09.07.2014 в 00:14

nikelena, похожим на молодого Депардье
А мне молодой Депардье в "Двадцатом веке" Бертолуччи казался Ольбрыхским!:lol:
09.07.2014 в 00:28

shoose "Двадцатый век" давно смотрела, но Депардье мне там казался таким Депардье :))
Может, оттого, что я хуже знаю Ольбрыхского :))
09.07.2014 в 00:40

nikelena, А я до самых титров была уверена, что это Ольбрыхский! :)))
09.07.2014 в 00:42

shoose Наверно, ты тиры в начале фильма не читала :))
09.07.2014 в 00:47

nikelena, Вот глянь: Депардье молодой - , а вот молодой Ольбрыхский -
09.07.2014 в 00:53

shoose, Ну, не знаю.. По мне так они очень непохожи. В лице Ольбрыхского что-то очень неприятное, хитрое, даже социопатическое :))) а Депардье - такой чудный! Может, это только я так их воспринимаю, но мне почему-то кажется эта разница очевидной :))))
09.07.2014 в 01:00

nikelena, Ну, это я, наверное, неудачные кадры подобрала - просто в "ХХ веке" Депардье иногда в очочках таких кругленьких - вот просто копия Ольбрыхского в "Пейзаже после битвы"!
09.07.2014 в 01:10

shoose Ну, если только в гриме и очочках... :))