В прошлый раз я остановилась на Александре Довженко - основоположнике украинского поэтического кино и общемирового поэтического монтажа. И вот тут-то и обнаружился интересный феномен. Да, уже в его ранних фильмах "Звенигора" и "Арсенал" были заложены и поэтические образы и поразительные поэтические метафоры, но всё-таки вершиной его творчества, да и вообще поэтического кино становится его фильм "Земля" (1930). Я же говорила, что перед украинским кино мы говорили о грузинском? Так вот, в том же 1930-м году, на совершенно другом конце Советского Союза, в Грузии, выходит фильм "Соль Сванетии", снятый Михаилом Калатозишвили. Да-да, это тот самый Калатозов, который в 57-м снимет шедевр "Летят журавли". Кстати, немного отвлекусь - я вообще только недавно вдруг осознала, что все советские шестидесятнические манифесты сняты этническими грузинами - Хуциевым, Калатозовым, Данелией! Почему? Сама до сих пор не отрефлексировала...:) После "Летят журавли" его оператор Урусевский будет утверждать, что вся гениальность фильма - его заслуга. Не фига - уже в ранней "Соли Сванетии", где Калатозов был и оператором, уже всё видно! Так вот - на совершенно разных концах, даже можно сказать, на противоположных окраинах огромной страны выходят два глубоко национальных, но при этом эстетически похожих фильма! Оба фильма вроде бы идеологически "верны линии партии" - о наступлении новой жизни, о разломе архаических пластов, но в обоих визуально побеждает вечная и вневременная поэтика. Когда мы смотрели "Землю", я даже давала своим слушателям необычное задание - обратить внимание на то, что вот вроде просится логически, но НЕ появляется в кадре! Там когда идёт траурный митинг после похорон убитого кулаком комсомольца, оратор взывает к толпе: "И пролетит по нашей земле слава Василю, как пролетают сейчас над нами эти два большевицких аэроплана", дальше кадр, как народ задирает головы в небо. Вот что должно быть следующим? Наверное, эти два ероплана, да? Ан фиг! Там чистое небо, в нём собираются тучи, дабы оплакать Василя, как перед этим его оплакивали, склоняясь к гробу, яблони и подсолнухи: А на фоне этого огромного неба в самом низу кадра кроооооооошечная фигурка беснующегося убийцы, которого никто не слышит - он ввинчивается головой в землю, ради которой убивал, с воплями "Моя земля! Моя!", но и земля его не принимает. Фильм-то получился совершенно не о большевиках и новой жизни, а о вечном - плодородной земле, жизни и смерти, сменяющими друг друга. Вот мечется по хате обнажённая "овдовевшая" возлюбленная Василя: , но через несколько кадров она же будет целоваться под оплодотворяющим землю дождём с другим, а мать Василя рожает во время похорон, а дождь поливает яблони и арбузы: Именно на куче этих яблок в самом начале фильма умирал дед Василя: - жизнь продолжается! Эх, жаль, не нашла потрясающего кадра из "Соли Сванетии", когда женщина, чей новорожденный младенец умер, кормит своим молоком землю - грузинский шедевр жёстче, агрессивнее, но в нём такая же абсолютно языческая поэтика! И, кстати, позже, в 60-е, украинское и грузинское поэтическое кино тоже будут развиваться параллельно. Но это уже будет другая история. А пока именно после "Земли" Довженко начнут травить на родине, и он вынужден будет уехать в Москву. А украинское кино начнёт прозябать в провинциализме, пока довженковскую поэтику, приправленную восточной пластикой, не возродит тбилисский армянин Сергей Параджанов. Об этом наш следующий рассказ - следите за рекламой! :)

@темы: кино, украинское кино

Комментарии
15.06.2014 в 12:34

Улыбка - поцелуй души.
shoose Огромное спасибо. Сильно и интересно.
15.06.2014 в 15:37

Очень интересно, спасибо большое )
15.06.2014 в 15:42

taknebivaet, Осень, Спасибо, девочки, а то я старалась - со слайдами, даже требуемую народом тему сисег раскрыла, а народу пофик...:))))))))))))
15.06.2014 в 15:48

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, народу не пофик, у народа дети кругом )))
Очень интересно, кадры безумно красивые, яблоки - вообще вынос мозга, но что такое поэтическое кино - осталось не совсем понятно ) Есть какое-то определение или это на уровне ощущений? И за что Довженко начали травить на родине? И что он ещё снял, кроме "Земли"? Короче, народ хочет длиннее )))
15.06.2014 в 16:44

Kitchen Witch, яблоки - вообще вынос мозга
Ага - помнишь, я про эти яблоки всё у МихАлкова говорила? :) А про поэтическое - сколько исследователей, столько и определений... кто-то на уровне эстетики определяет, кто-то на уровне киноязыка, кто-то - философии... т.ч. приходится на уровне ощущений...:) Травить стали за натурализм и идеологическую вредность, а снял он много, но не столько, сколько хотел... и многие его фильмы были испоганены требуемым соцреализмом, как, например, "Мичурин" - даже изначальное название "Земля в цвету" звучит поэтичнее, правда? Кстати, у него даже титры в немых фильмах шедеврально-поэтичны! Но основные шедевры всё-таки "Арсенал" и "Земля" (последний был на всемирной выставке в Брюсселе назван одним из 12-ти лучших фильмов всех времён и народов)...
15.06.2014 в 16:56

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, а у него совсем все фильмы идеологические?
15.06.2014 в 17:16

Kitchen Witch, Нууу, как бы в 20-х-50-х ваще весь кинематограф идеологический, даже комедии...:))
15.06.2014 в 17:35

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Это да, но местами идеология легко игнорируется )
15.06.2014 в 17:45

Kitchen Witch, Вот я и не знаю, можно ли назвать ту же "Землю" идеологической, ежели она абсолютно языческая? :)))) Ещё обожаю титры в оооочень странном (даже идеологически странном) фильме "Аэроград" - как тебе такой титр (попробуй его произнести вслух): "Через Амурскую границу чужие люди несут динамит - четверо русских, двое нерусских"? :)))))
15.06.2014 в 18:01

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Да уж, титр ничего себе ) А про что фильм?
15.06.2014 в 18:17

Kitchen Witch, Про строительство Аэрограда на Дальнем Востоке в 30-е - сибиряки всех оттенков, самураи - прелесть! :) О, ещё там же классный титр: "Океан, где гуляют льды и ЭСКАДРЫ наших китов"...:)) И про "прейскурант смертей" там круто - в общем, страаанный, но посмотри... после "Земли"...:)) В "Арсенале" совершенно потрясающие пацифистские сцены - впервые о Первой Мировой было снято так впечатляюще... О, там ещё классные сцены, когда солдаты разных воюющих армий возвращаются домой, где их встречают жёны с неизвестно от кого младенцами на руках, и те на разных языках спрашивают: "Кто?!"
15.06.2014 в 18:40

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Про войну не хочу, а "Землю" посмотрела бы, только где ж я её найду?
15.06.2014 в 18:44

Kitchen Witch, Он не только про войну - он ваще-то о восстании рабочих завода "Арсенал"...:))))))) А где найти - а в чём проблема-то? Я обычно забиваю в любой поисковик "смотреть такой-то фильм онлайн", и потом тыркаю в первую попавшуюся ссылку... Вот если на плёнке хочешь - эт да, это только у нас в "Фильмофонде"...:))
15.06.2014 в 18:56

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Ну, может, поищу )
15.06.2014 в 19:01

Kitchen Witch, Он (Земля) небольшенькой - всего-то 1ч. 13 мин. Я бы на твоём месте ещё и "Соль Сванетии" Калатозишвили глянула... хоть он и пожёстче...:)
15.06.2014 в 19:09

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, нет уж, про мёртвых младенцев не хочу )
15.06.2014 в 19:32

Kitchen Witch, Экая ты, право, трепетная...:-D
15.06.2014 в 19:38

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, всегда была, а беременная и кормящая - вдвойне, если не втройне )) про детей вообще ничего не могу видеть )
15.06.2014 в 19:42

Kitchen Witch, Эххх, я, помнится, смотря на восьмом месяце совершенно фуфловую "Звезду и смерть Хоакина Мурьеты", взахлёб рыдала на сцене смерти после группового изнасилования беременной Марии и её арии "Мой сын, не родись на свет..." Мне было очень стыдно, я закрывала лицо руками, но ничего не могла поделать - чисто рефлекторно слёзы лились сплошным потоком и заливали мест пять вокруг меня...:)))
15.06.2014 в 22:22

I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
shoose, во-во! Если б миром правили беременные женщины, никаких бы войн не было!
15.06.2014 в 22:42

Kitchen Witch, Не только женщины - мой бывший муж, когда у нас Лёшка был младенцем, на занятии в институте по повести Чехова "В овраге" в сцене, когда одна невестка из-за наследства обваривает кипятком младенца другой невестки, грохнулся в обморок...:))))
15.06.2014 в 23:49

shoose, кстати, я тоже хотела спросить за что начали травить, но Таня уже спросила. Спасибо, очень интересно. И слайды подобрала такие, что хочется немедля пойти и фильм смотреть. Поищу, есть ли в сети.
15.06.2014 в 23:53

@Ева, Конечно, есть! :)
16.06.2014 в 00:02

shoose, ага, нашла. вот и пойду смотреть.:)
16.06.2014 в 00:23

@Ева, Оки...:)
16.06.2014 в 02:32

shoose, спасибо, очень интересно, ты потрясающе понятно пишешь. Мне с одной стороны что-то ясно, а с другой - чувствую себя абсолютно тёмным неучем, потому что никогда даже не задумывалась о картинах, режиссерах, мотивах и "что он хотел донести". Ты приоткрыла какие-то совсем не знакомые мне ворота знаний. С удовольствием буду читать.
А еще мне кажется, что эти фильмы я видела в детстве по тв (хотя могу ошибаться), но очень уж ярко картинки всплыли в памяти, включая черно-белый тв, накрытый бархатной тканью с кытыцями)) Посмотрю "Землю", точно определюсь.
16.06.2014 в 02:48

Carinoso, Спасибо... :) Не знаю, читала ли ты меня тогда, но когда-то у меня был целый цикл "Дилетантская история кино", вот тут - shoose.diary.ru/?tag=612927, можешь поглядеть - снизу вверх...:)
16.06.2014 в 03:09

shoose, аааа, спасибо, не читала еще тогда, зато сейчас видно время пришло, хоть пока еще и не всё понимаю даже не в тонкостях, в "толстосях")) Буду образовываться благодаря Тебе.
16.06.2014 в 03:17

Carinoso, Дафай! :) Потом поделишься впечатлениями? :)
16.06.2014 в 03:22

shoose, поделюсь, если ты закроешь глаза на мою костноязычность.