Читаю сейчас очередной роман Павла Крусанова о попытке некоей компании вырваться из этого, как он его называет, "бублимира" - фальшивого мира потребления, иллюзий и обольщений - в мир реальный, настоящий, кровавый и живой. Роман пока нравится, но речь не о нем. Поняла я, почему вчера удался мой лекторий по "Цвету граната" С.Параджанова. Собиралась-то я говорить о самом фильме, но неожиданно для самой себя (теперь-то я понимаю, что под влиянием романа) меня понесло в саму жизнь Параджанова. И это оказался правильный ход - сама его жизнь уже была актом творчества, своеобразного избыточного пышного театра, только с настоящими кровью, страданиями и страстями (а у Крусанова эта компания как раз начинает с "реального театра", где "актеры" по-настоящему умирают, страдают и радуются), и в контексте этих декораций совершенно иначе смотрелся его фильм, обычно воспринимаемый только эстетами и чистыми визуалами. Жизнь как перфоманс и провокация... Рассказать?
читать дальшеЕму бы жить во времена Возрождения в Италии или хотя бы в авангардные 20-е в Петрограде. Но он только родился в 20-е - родился в Грузии, в Тифлисе, в армянской семье. Его отец был антикваром и (внимание!) содержателем подпольного борделя! Армянин... в Грузии... с борделем... Угу... Хорошее начало, да?
Позже его назовут "армянином, родившемся в Грузии и сидевшем в России за украинский национализм". Но об этом позже. А пока о личном - первые свои фильмы он снимал в Киеве, там же и женился в первый раз. Женился на татарке из традиционной семьи. Ее братья потребовали выкуп. Он пообещал, а деньги попросил у папеньки-антиквара - откуда у бедного художника деньги? Папенька послал его далеко и надолго, так он честно новым родственникам и сказал - нэту, дескать, денег, гол как сокол. Тогда братья потребовали от девушки, чтоб она бросила нищего художника. Та гордо отказалась. Вы уже хихикаете? А зря... театр-то реальный, с настоящей кровью, а не клюквенным соком. Братья бросили девушку, посмевшую нарушить традиции, под поезд. И это только начало! Потом фильм "Тени забытых предков" по украинскому классику Коцюбинскому и мировая слава. А потом будет 68-й, с советскими танками в Праге, и будет письмо Брежневу против политических репрессий, подписанное 139-ю интеллектуалами. Параджанов не имел к составлению письма никакого отношения, он его и не читал-то толком, но потребовал, чтобы его подпись стояла первой - как так, он и не первый? Первым и огребет. Как там у Горина - "ладно б, самозванец на трон, но самозванец на плаху?!" Но этого ему будет мало. Затем он в интервью, кажется, итальянской газете заявит, что его домогались аж 20 членов ЦК КПСС! Это уже Гоголь - "25 тысяч курьеров!" Всё, терпение властей лопнуло, и в общем-то их можно понять. Теперь он сядет всерьёз, причем по очень позорной статье - мужеложство, сопряженное с насилием. Сидеть он будет в России. Второй раз он сядет в Грузии - а теперь вдумайтесь: армянин, гомосексуалист, в грузинской тюрьме! Представили? По идее, от него там живого места не должно было остаться - ан фиг, он и там организовывал школы искусств! Первый раз его из зоны вытащила влюбленная в него уже престарелая Лиля Брик (всё смешалось - времена, культуры - как и во всей его жизни) - специально приехала к Луи Арагону и умоляла его, французского коммуниста, популярного у советских властей, похлопотать перед Брежневым. Похлопотал. "Кто такой Параджанов?!" - недоуменно насупит брови Леонид Ильич (эх, жаль, Арагон не мог ответить: "Кто-кто? Кусто!" - было бы очень кстати), но тем не менее поспособствует. В подарок Лилечке художник пришлет из зоны букет, искусно составленный из засохших растений, всякого мусора и своих носков! Букет будет опрыскан одеколоном (якобы из-за тюремного запаха, но я думаю, не только) и любовно поставлен в вазу, подаренную когда-то Владимиром Маяковским - всё смешалось в этом мире! Похороны нелюбимого им мужа сестры он так срежиссирует, и так нарядит покойника и покорную вдову, что все в ужасе и возмущении разбегутся. Вот только свои похороны не успеет срежиссировать, или уже некому было присмотреть за ходом спектакля - главный-то творец уже был в гробу. Этот промах был им компенсирован в творчестве, построенном по тому же принципу, что и его жизнь - принципу даже не антиквара, а старьевщика - там подбирается павлинье перо, тут бусинка, засохший цветок, стекляшка, старая посудина, живой петух, девушка, мальчик, антикварный ковер, фрукты, кувшин... всё это разукрашивается, раскладывается в живописном порядке и поливается своей (да и не только своей) кровью. Так создаются настоящие коллажи, фильмы и Жизнь как перфоманс.
Ты- молодец! Если бы я жила в Питере, то ходила бы к тебе на все лекции.
хоть и не знаю этого творца и его фильмов, а читать интересно как про себя
Цап-Царап как про себя
Эээ... даже боюсь предположить, что ты имела в виду...
Параджанова надо бы пересмотреть тоже, да. Впрочем, кроме «Теней» я , кажется, больше ничего и не видела.
сумеречный_заяц Зато могу тебя утешить тем, что он короткий...
ТТТ