Когда-то мне попался ненадолго в руки очень интересный словарь "Что знает каждый грамотный американец" - там было всё-всё-всё - имена, названия, цитаты, формулы и т.д., которыми оперирует (ну, или должен оперировать) каждый грамотный американец (правда, я не поняла, что они подразумевали под этим термином). Меня там многое удивило - например, то, что из "Гамлета" там было выбрано "повернуть глаза зрачками в душу", но не было коронного "to be or not to be", приятно удивило наличие из русской литературы не только стандартного трио "Толстой-Достоевский-Чехов", но и Пушкина, и многих других. Наверное, было бы безумно интересно составить такой словарь и у нас, но это титанический труд, и я даже не представляю, с какой стороны к такому можно было бы подступиться. И еще - словарь этот я видела 15 лет назад и понимаю, что с тех пор очень многое изменилось и у них, а уж у нас... За эти 15 лет изменилось почти всё, особенно в образовании
Маленькое лирическое отступление - на самом деле я, как и многие мои сверстники, очень плохо образованна - слишком многое было для нас недоступно, многое искажено, да и стимулов для образования было немного, в основном - получение диплома, без которого никуда. Зато в старшем поколении попадались настолько широко и глубоко образованные люди, что становилось совсем стыдно и безнадежно - было понятно, что это всё впитывалось "с молоком матери" и нам недоступно. Потом, в конце 80-х-начале 90-х появилась на очень короткое время какая-то прослойка таких же молодых людей, моложе меня лет на пять-десять. Я иногда сталкивалась с ними в Публичке, и пристыженно замолкала, когда они с жаром начинали обсуждать достоинства и недостатки различных переводов со старофранцузского, например. То ли это были дети тех, прежних "зубров", то ли просто они как раз попали в тот коротий период, когда и иформации стало достаточно (но не переизбыточно, как сейчас), и мотивация появилась, и возраст был энтузиастским, как и время...:) А потом какой-то провал. Если честно, меня пугает то, что более молодые люди считают меня "ну ооочень образованной" - я-то знаю, что это не так, просто, судя по всему, критерии стали совсем заниженными. Вот я и задумалась - что нужно было знать аристократу начала 19-го века, чтобы "блеснуть просвещеньем", нам прекрасно описал Пушкин. А вот давайте попробуем сформулировать, что должен знать современный "грамотный" молодой человек. Можете в комментах свои предположения и критерии скинуть? :)

@темы: культур-мультур

Комментарии
06.02.2010 в 00:29

Нет завтра. Есть только здесь и сейчас.
В Израиле Пушкина проходят в старших классах. На иврите это ужас-ужас и называют они его Фошкиным. :-))))))
06.02.2010 в 00:30

"С выпученными глазами и облизывающийся – вот я. Некрасиво? Что делать"
Современный грамотный молодой человек - это дочка вашей подруги Л.
06.02.2010 в 00:45

eden :lol: И что именно проходят? :)

доктор Хоффман Старшая? :) А то с младшей-то как раз проблемы...:)
06.02.2010 в 00:59

По-моему самое первое и главное - уметь писать на родном языке грамотно. Или это уже много?))
06.02.2010 в 01:00

Нет завтра. Есть только здесь и сейчас.
Если не ошибаюсь "Сказку о золотой рыбке", но точно не помню. Надо спросить у брата. :)
Да это все из-за особенностей иврита. Понимаешь, буква "п" имеет два звучания "п" и "ф". А буква "о" читается и как "о" и как "у". Вот и получается у них "Фошкин". Это еще не худший вариант. Знаешь, как не повезло Федорам? Тут израильтяне упорно первую букву читают как "п", а вот дальге хуже. Буквы "ё" там нет вообще, поэтому ставят буковку "йуд", а уже потом букву "о". Есть незабываемая хохма среди русскоязычных, реальный случай. В больницу привезли сильно побитого пьянчужку. И тут бежит медсестра с криком - есть кто русскоязычный, нужно одного больного утихомирить. Ну врываются наши врачи и застают картину. Пьяненький больной с кулаками и слезами кидается на медсестру, а та, тоже вся в слезах кричит ему - пидор, пидор, успокойся. Это они так "Федор" прочитали. :-D
06.02.2010 в 01:04

"Экая язва" (Ворона)
shoose "...И знал, хотя не без греха, из Энеиды два стиха..." (с)
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
(с)
:tease2::tease2:
06.02.2010 в 01:07

@Ева Это-то конечно, вот только последнее время появилось много дисграфиков - это логопедическая проблема. Был у меня такой ученик - умница, образованный, самостоятельно и оригинально мыслящий, но все письменные работы мы с ним писали так - он сдавал мне самостоятельно написанное (если хоть в одном слове было меньше двух ошибок - это была победа!), я ознакамливалась с содержанием и оценивала его, затем исправляла ему все ошибки, а он перепиывал по этим исправлениям заново - так, чтобы хоть по одной ошибке только в слове оставалось... :-D Я очень преживала за его будущее - ему явно нужно было поступать в гуманитарный вуз, но вступительного сочинения он бы ни при каких обстоятельствах не сдал, но всё закончилось благополучно - они уехали в Израиль, пускай это теперь будет головной болью их учителей! :lol:
А по сути - я согласна, что это должно быть основой, но что еще? :)
06.02.2010 в 01:08

homer :shame: Я ж говорю - плохо образована! Да еще и склероз...:)))
06.02.2010 в 01:10

eden Слушай, а не поздновато ли старшим классам "Золотую рыбку"-то?! :)))
06.02.2010 в 01:13

"Экая язва" (Ворона)
shoose Я ж говорю - плохо образована! Да еще и склероз..
Опять лукавите, Людмила. :) Я почти не сомневаюсь, что это была легкая веселая провокация - для придания дополнительной остроты заявленной теме. :))))
06.02.2010 в 01:20

homer Чесслово, нет! Зато могу обнаружить связь между своим "образованием" и онегинским - я тоже помню, ХОТЬ НЕ БЕЗ ГРЕХА, из "Онегина" даже больше строф (стихов), нежели он из Энеиды... :-D
06.02.2010 в 01:35

А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
shoose гм...у меня требования завышенные)))
писать грамотно
разбираться в родной литературе и родной истории и их связях
ориентироваться в мировой истории и хотя бы некоторых мифологиях
плюс география и естественные науки
плюс математика (ладно, пусть без логарифмов)
знать хотя бы один иностранный язык (хотя бы читать на нем)
Я идеалистка, я знаю )))
06.02.2010 в 01:39

Викки разбираться в родной литературе и родной истории и их связях
А в мировой? :)
06.02.2010 в 01:43

А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
shoose и в ней тоже, ее к мировой истории))забыла с устатку, пардон)))
06.02.2010 в 01:46

Викки А музыка, живопись и др.виды искусства - как с ними? Может, хотя бы на уровне основных направлений? Или выделим это в отдельную "историю культуры"? :)
06.02.2010 в 01:48

After all this time? Always
Если честно, меня пугает то, что более молодые люди считают меня "ну ооочень образованной" - я-то знаю, что это не так, просто, судя по всему, критерии стали совсем заниженными.

да уж
и это печально
06.02.2010 в 01:49

marsi Вот меня и интересует, каковы же они, нонешние критерии? :)
06.02.2010 в 01:51

After all this time? Always
shoose

ох, я даже заморачиваться не хочу

что-то типа лепры и баша?
06.02.2010 в 01:53

"С выпученными глазами и облизывающийся – вот я. Некрасиво? Что делать"
shoose Ясен перец, старшая) Про познания младшей пока ничего не знаю. Не добралась)
06.02.2010 в 01:55

After all this time? Always
shoose

ох, я даже заморачиваться не хочу

что-то типа лепры и баша?
06.02.2010 в 01:55

marsi лепры
А что это?! :shy:

доктор Хоффман Не добралась)
И не доберешься... :-D
06.02.2010 в 02:04

А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
shoose они у меня столь тесно связаны с литературой и историей, что я даже и не подумала
но это я - я вообще мир через слова воспринимаю...
06.02.2010 в 02:06

"С выпученными глазами и облизывающийся – вот я. Некрасиво? Что делать"
shoose зато младшая добрая питерская. а старшая тоже добрая, но,типа, девушка московского типа. а я посередине. поэтому ничего страшного про них сказать и не могу) они обе воплощение меня)
06.02.2010 в 02:15

Викки я вообще мир через слова воспринимаю
Я тоже...:)

доктор Хоффман О как ты их! Мне такое определение даже в голову не приходило...:))
06.02.2010 в 02:21

А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
shoose :friend2:да я уж поняла :)
06.02.2010 в 02:25

Викки Лан, с общими направлениями разобрались, а вот как быть с конкретикой? Ведь ВСЁ и ВСЕХ знать невозможно? По каким критериям отбирать, кого и в каком объеме должны знать обязательно?:)
06.02.2010 в 09:11

shoose стырил где-то(не помню где): беру вот эту хреновину по 100 руб, а продаю за 400, вот на эти три процентА я и живу. Пожалуй, это всё, что нужно знать. Самое печальное, что и слушать тебя будут и прислушиваться. Главное уметь получить эти три процентА.
06.02.2010 в 09:55

Обними меня...я соскучилась (с)...
shoose Уф...это так в одном комменте и не скажешь. Согласна с Викки. Разумеется, самое первое - это грамотно писать и говорить (вспомнилась последняя реформа русского языка) :laugh: А что касается литературы и истории - это даже не школьная программа (а сегодняшняя просто рассчитана на идиотов), а намного шире. Составить такой список должнв солидные деятели культуры от литературы, кино, театра. Плюс историки, географы, математики. ЧТо касается математики: когда мне кто-то начинает доказывать, что математика гуманитариям не нужна, или типа она в каком-то очень глубоком виде подается, я всегда привожу слова великого Ломоносова. Логарифмы и интегралы,конечно, можно не включать, но базовые знания должны быть. А вообще всё намног хуже, так как развивать ребенка нужно ещё в чреве матери. ЧТобы совсем гармонично всё было. Я читала фрагменты дневников Ариадны Цветаевой и просто была в шоке от того,что в 7 лет ребенок писал так обдуманно и интересно. Метод "вкачивания" я считаю самым действенным.
06.02.2010 в 10:44

Нет завтра. Есть только здесь и сейчас.
shoose - а фиг их знает. Я тут в школе не училась. Надо будет поспрашивать тех, у кого дети учатся.
06.02.2010 в 10:51

Я немного сутулюсь от груза, но о жизни иной не скорблю...
постою, послушаю, что умные люди скажут :D