читать дальшеВойна. Вернее, так - ВОЙНА. Вроде бы музы должны молчать? Однако в СССР киностудии эвакуируются наравне со стратегическими заводами. Немцы в захваченных странах не в последнюю очередь будут захватывать и киностудии, как важные стратегические объекты. Они и станут стратегическими объектами.Только Большой стиль впервые "повернется к человеку", которому приходится проливать реальную, а вовсе не мифическую кровь. Поэтому и фильмы станут жестокими и натуралистичными. Болевой порог перешагнет и реальность, и искусство, отображающее ее. Любой зритель, увидевший в "Она защищает Родину" Ф.Эрмлера младенца под гусеницами немецкого танка, возьмет в руки топор и пойдет мстить. Упор делается уже не на идеологию, а на элементарную физиологию. То же самое будет происходить и с документалистикой - зачем идеологические агитки, когда от реальности кровь стынет в жилах и никого агитировать уже не нужно? Отсюда и "одомашнивание" военного быта в кино, поэтому Бернес в "Двух бойцах" Лукова будет петь полублатные "Шаланды полные кефали", а не гимны. В 1944 (!) году Пырьев снимет комедию (!) "В шесть часов вечера после войны", в котором угадает даже месяц грядущей победы - вот и не верь после этого, что кино формирует жизнь!
А Эйзенштейн в конце войны снимет свой самый загадочный шедевр - "Иван Грозный", вроде бы по всем канонам монументального Большого стиля, но настолько честно и страшно, что вторую серию выпустят на экраны только во время Оттепели... Нет, этот фильм слишком гениален, чтобы писать о нем так, в общем ряду, я лучше о нем как-нить отдельно напишу... а вы пока пересмотрите, ладно? 
В оккупированной Франции организовывается подпольный "Освободительный комитет французского кино", чьи режиссеры и операторы будут снимать хронику оккупации. Легальные же фильмы перейдут к эзоповому языку. В 43-м году Марсель Карне снимет завораживающе красивую сказку-легенду "Вечерние посетители" о вечной борьбе добра и зла... и французы понимали, о чем речь. Если честно, нам сейчас трудно там в Дьяволе узнать якобы Гитлера, но французам виднее... Какие-то они все-таки слишком легкомысленные, эти французы...
Еще в их послевоенных фильмах о войне меня поражало то, что герои во время оккупации переживали о снижении комфортности жизни и недостатке устриц в ресторанах...
)
В еще не ввязавшейся в войну Америке тем не менее настроение тоже невеселое - там процветает фильм-нуар, причем название это он получит позже от французов. Черный фильм вроде бы к войне отношения не имеет, как правило, это детективные истории (по романам Хэммэта и Чандлера), только уж больно безрадостные. Именно в них особенно ярко засияет звезда Хэмфри Богарта. Но, как ни странно, в это же время (в 1943) снята самая смешная комедия Фрэнка Капры "Мышьяк и старые кружева" - впрочем, это нормально, страх должен перекрываться смехом. Когда я ее смотрела впервые в кинотеатре, народ от гогота падал в проходы, т.ч. посмотрите обязательно - не пожалеете!
Ну, и к концу войны (но еще ДО ее окончания!) в только начинающей освобождаться от фашизма Италии сформировывается новое кинематографическое направление - неореализм. Манифест неореалистов "Рим - открытый город" Роберто Росселини выходит на экраны в 45-м году. Именно итальянский неореализм изменит кинематограф окончательно, т.ч. в следущий раз мы с него и начнем...
А вообще ВОЙНА делит век надвое и по времени, и по смыслу. После нее мир изменится окончательно и еще долго будет рефлексировать и зализывать раны. До сих пор недорефлексировал, но я не могу смотреть современные фильмы о войне - они еще более фальшивы, чем Большой стиль. Кстати, сразу после войны Альфреду Хичкоку заказали фильм о концлагерях специально для немцев, которые не верили, что такое было у них возможно. Проект так и не был реализован, но идея показательна - Хичкок заявил, что единственный способ показать реальность так, чтобы ей поверили - не использовать монтаж вообще! Снимать все одним куском. Настоящий ужас не нуждается в преобразовании...


В оккупированной Франции организовывается подпольный "Освободительный комитет французского кино", чьи режиссеры и операторы будут снимать хронику оккупации. Легальные же фильмы перейдут к эзоповому языку. В 43-м году Марсель Карне снимет завораживающе красивую сказку-легенду "Вечерние посетители" о вечной борьбе добра и зла... и французы понимали, о чем речь. Если честно, нам сейчас трудно там в Дьяволе узнать якобы Гитлера, но французам виднее... Какие-то они все-таки слишком легкомысленные, эти французы...


В еще не ввязавшейся в войну Америке тем не менее настроение тоже невеселое - там процветает фильм-нуар, причем название это он получит позже от французов. Черный фильм вроде бы к войне отношения не имеет, как правило, это детективные истории (по романам Хэммэта и Чандлера), только уж больно безрадостные. Именно в них особенно ярко засияет звезда Хэмфри Богарта. Но, как ни странно, в это же время (в 1943) снята самая смешная комедия Фрэнка Капры "Мышьяк и старые кружева" - впрочем, это нормально, страх должен перекрываться смехом. Когда я ее смотрела впервые в кинотеатре, народ от гогота падал в проходы, т.ч. посмотрите обязательно - не пожалеете!

Ну, и к концу войны (но еще ДО ее окончания!) в только начинающей освобождаться от фашизма Италии сформировывается новое кинематографическое направление - неореализм. Манифест неореалистов "Рим - открытый город" Роберто Росселини выходит на экраны в 45-м году. Именно итальянский неореализм изменит кинематограф окончательно, т.ч. в следущий раз мы с него и начнем...
А вообще ВОЙНА делит век надвое и по времени, и по смыслу. После нее мир изменится окончательно и еще долго будет рефлексировать и зализывать раны. До сих пор недорефлексировал, но я не могу смотреть современные фильмы о войне - они еще более фальшивы, чем Большой стиль. Кстати, сразу после войны Альфреду Хичкоку заказали фильм о концлагерях специально для немцев, которые не верили, что такое было у них возможно. Проект так и не был реализован, но идея показательна - Хичкок заявил, что единственный способ показать реальность так, чтобы ей поверили - не использовать монтаж вообще! Снимать все одним куском. Настоящий ужас не нуждается в преобразовании...
@темы: кино, Дилетантская история кино
"Мышьяк и старые кружева" - ага, оно замечательно совершенно!
Это в "Тени в раю"
Тихе К сожалению, я практически не знаю восточный...
кстати, на торрентах похоже Мышьяк и старые кружева просто на ура пошел - скачалось за пару часов, чего я не ожидала от киноклассики (не иначе лекции так подействовали
Слушай, а "Пусть говорят" ты уже показывала? А то, давай я тебе рекламу среди рафаэлистов Питера сделаю?