читать дальшеВ принципе монтаж был в кино сразу - пленка не могла вся поместиться в коробку, ее резали, а потом склеивали. Но это был технический монтаж. До концептуального додумались только тогда, когда кино перестало быть ярмарочным зрелищем и к нему начали относиться всерьез. Параллельно разные подходы к монтажу разрабатывались в США и России - они так и получили название - "американский монтаж" и "русский монтаж".
Американцы шли по пути "параллельного" или "перекрестного" монтажа - по принципу "а в это время"...
Первым его использовал Портер. Итак - муж уезжаетв командировку по делам, вот он едет на машине, ему преграждает дорогу отара овец, он пережидает... А в это время (следующим кадром) к его дому, в котором осталась беззащитная жена, приближаются бандиты. Муж едет дальше, подъезжает к железнодорожному переезду, там проходит поезд, он пережидает. "А в это время" бандиты подкрадываются еще ближе. Муж переехал железную дорогу, проехал дальше и... хлоп себя по лбу! Он что-то дома забыл! Разворачивается, подъезжает к железной дороге, а там опять поезд. "А в это время" бандиты уже возле дома. Муж едет по дороге, а там (догадались? Ага!) опять отара овец! А бандиты уже подходят к дверям. Муж едет дальше, а в это время бандиты берутся за ручку двери. Не, понятно, что муж успеет в последнюю секунду и хороший парень перестреляет плохих на глазах испуганной жены, однако - уже почти Хичкок, вам не кажется? 
Великий американский режиссер, можно сказать, родоначальник американского кино Гриффит (маленькое лирическое отступление - диктовала детям "и глыба американского кинематографа Гриффит", потом гляжу - у них в тетрадках записано с заглавной буквы Глыба - ага, такой себе американский режиссер украинского происхождения, видимо...
) пойдет в этом направлении еще дальше. Он снимет четыре разновременные и разнонародные истории - восхождение Иисуса на Голгофу в Древней Иудее, падение Валтасара в Древнем Вавилоне, Варфоломеевскую ночь и современную ему историю ошибочно приговоренного к смертной казни рабочего. Потом он эти истории порежет на куски и склеит их между собой в произвольном порядке. Но, чем более напряженным будет происходящее в них, чем ближе к финалу, тем короче будут эти куски, и в конце они уже перемешаются практически в одну историю - историю человеческой нетерпимости. Так Гриффит и назовет свой трехчасовой шедевр, на котором и разорится, и закончит свою жизнь в нищете - "Нетерпимость".
"Русский" же монтаж пойдет по совершенно иному пути и окажет влияние на весь европейский кинематограф. Сначала эксперимент Льва Кулешова - он так и войдет в историю под названием "эффект Кулешова". Он возьмет несколько отдельных кадриков - танцующий ребенок, тарелка с супом, пистолет, женщина в гробу - и попеременно приклеит их к кадру с крупным планом актера Ивана Мозжухина. И тут выяснится, что в зависимости от последующего кадра меняется восприятие предыдущего! В первом случае мы увидим умиляющегося отца, во втором - лицо голодного человека, в третьем человека, решившегося на самоубийство, в четвертом - убитого горем вдовца. А кадр с актером-то был одним и тем же! Т.е., манипулируя монтажными склейками, можно полностью менять смысл снятого! Эйзенштейн же начнет монтажом создавать сложные метафоры. Обязательно пересмотрите "Броненосца Потемкина"! Не говоря уж о том, что он уже 80 лет входит в десятку лучших фильмов всех времен и народов, именно на нем лучше всего можно понять "русский метафорический монтаж". Помните сцену, когда священник выходит к приговоренным к смерти? Его рука с крестом монтируется с рукой офицера, нетерпеливо похлопывающей по кортику. Несколько позже, во время бунта, священник выронит крест, и тот вонзится в палубу, как нож. Всё - образ готов!
Ладно, не буду вас дальше утомлять подробностями, скажу напоследок только главное - на самом деле этим монтажом было заложено основное типологическое отличие голливудского и европейского кинематографа, действующее до сих пор - Голливуд "рассказывает истории", а европейское кино создает образы. Это не хорошо и не плохо, это - по-разному... На этой оптимистической ноте я, пожалуй, и прервусь - Шахерезада устала...
В следующей серии - киноавангард 20-х. "Оставайтесь с нами"...
Американцы шли по пути "параллельного" или "перекрестного" монтажа - по принципу "а в это время"...
Первым его использовал Портер. Итак - муж уезжает

Великий американский режиссер, можно сказать, родоначальник американского кино Гриффит (маленькое лирическое отступление - диктовала детям "и глыба американского кинематографа Гриффит", потом гляжу - у них в тетрадках записано с заглавной буквы Глыба - ага, такой себе американский режиссер украинского происхождения, видимо...

"Русский" же монтаж пойдет по совершенно иному пути и окажет влияние на весь европейский кинематограф. Сначала эксперимент Льва Кулешова - он так и войдет в историю под названием "эффект Кулешова". Он возьмет несколько отдельных кадриков - танцующий ребенок, тарелка с супом, пистолет, женщина в гробу - и попеременно приклеит их к кадру с крупным планом актера Ивана Мозжухина. И тут выяснится, что в зависимости от последующего кадра меняется восприятие предыдущего! В первом случае мы увидим умиляющегося отца, во втором - лицо голодного человека, в третьем человека, решившегося на самоубийство, в четвертом - убитого горем вдовца. А кадр с актером-то был одним и тем же! Т.е., манипулируя монтажными склейками, можно полностью менять смысл снятого! Эйзенштейн же начнет монтажом создавать сложные метафоры. Обязательно пересмотрите "Броненосца Потемкина"! Не говоря уж о том, что он уже 80 лет входит в десятку лучших фильмов всех времен и народов, именно на нем лучше всего можно понять "русский метафорический монтаж". Помните сцену, когда священник выходит к приговоренным к смерти? Его рука с крестом монтируется с рукой офицера, нетерпеливо похлопывающей по кортику. Несколько позже, во время бунта, священник выронит крест, и тот вонзится в палубу, как нож. Всё - образ готов!
Ладно, не буду вас дальше утомлять подробностями, скажу напоследок только главное - на самом деле этим монтажом было заложено основное типологическое отличие голливудского и европейского кинематографа, действующее до сих пор - Голливуд "рассказывает истории", а европейское кино создает образы. Это не хорошо и не плохо, это - по-разному... На этой оптимистической ноте я, пожалуй, и прервусь - Шахерезада устала...


@темы: кино, Дилетантская история кино
стеснялсяне знал, кого спросить.о авангарде французском, немецком и русском поведаете?
забавно, у меня как раз сейчас идут лекции по истории кино - все то же самое грят)))))) даж цитаты те же)))
Кровельщик Что, сбавить обороты?
basya все то же самое грят
Ну так естественно - история-та на всех одна...
история историей, а трафаретность все ж присутствует. видимо любой предмет уложенный в академизм приобретает шаблонность.
Видимо, да...
basya любой предмет уложенный в академизм приобретает шаблонность.
И наоборот?