Итак, по заявкам слушателей начинаю "Курс лекций" по кино. Т.к. нужен он не всем, прячу под кат. Профессионалы идут мимо - еще этого позору мне не хватало...
читать дальшеИтак, кино. Первый вид искусства, отображающий жизнь в формах самой жизни. Первый технократический вид искусства. И первый массовый (тиражируемый) вид искусства. В общем, практически символ ХХ века. И самый популярный. Но почему-то нигде (кроме, етественно, профессиональных вузов) не изучаемый. Попробуем восполнить этот пробел. Итак, как это начиналось?
Хоть братья Люмьеры и считаются изобретателями кинематографа, на самом деле его изобретение шло почти одновременно по всему миру. Братья просто оказались самыми шустрыми, и первыми в 1895 году устроили коммерческий показ (ага-ага, на бульваре Капуцинок, а вы думали, откуда наш "Человек..." с того самого бульвара? Только пол почему-то заменили
) А теперь думаем сами - что будет снимать человек, научившийся отображать жизнь? Правильно, движение, потому как сам смысл течения жизни в движении. На фига ему статичная Эйфелева башня, если ее может отобразить и живопись, и фотография? Вот по всему шарику и начнут снимать поезда. Вы думаете, только во Франции один из первых фильмов - "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота"? Фиг! Пробегитесь по всем киностранам - везде прибывают поезда... А еще человечки бегают - туда-сюда, а еще они поливают друг друга из шланга, а еще они друг друга мутузят (до тортов в морду додумаются чуть позже) - в общем, "всюду жизнь"! Поудивлялись, опять скучно. Тут Люмьеры начнут посылать своих операторов с пустыми камерами якобы снимать народ на улицах. Тщеславные люди обрадуются, побегут вечером "себя" в кино смотреть - обманули! Пленка дорогая, на всех не хватит. Ну, разве что на важные события и важных персон - так появится первая хроника и главное направление в кино, заданное Люмьерами - "жизнь как она есть". А потом в кино придет циркач, авантюрист и фокусник Жорж Мельес, прям как поручик Ржевский - "и тут такое началось!" Он-то и задаст новое направление - "жизнь как зрелище". Именно он придумает большинство кинотрюков, причем чаще всего абсолютно случайно. Вот снимает он на улице даму, в это время начинается дождь, он выключает камеру и прячется под крышу. Дождь кончился, вылезает, включает камеру, а на месте дамы уже стоит катафалк. Когда Мельес проявит пленку, выяснится, что дама "превратилась" в катафалк! Ух ты! Тут такого наворочать можно! И будет наворачивать - 4000 (!) фильмов (не пугайтесь, они были десятиминутными), где все летают на Луну, отворачивают себе головы и т.д. Только возможности кинокамеры еще очень ограничены. Вот, например, снимает Мельес "Синюю бороду", ту сцену, где последняя жена находит на свою голову ключик от страшной двери. Как бы это снял самый плохой режиссер буквально несколько лет спустя? Пральна, показал бы ключик крупным планом. А нэту еще крупных планов! Техника не дошла! Что делать? Мельес снимает комнату, в которой стоит стол, а на столе лежит ключ размером со сковородку, чтоб и слепой увидел!
Он же (Мельес) устроит и первую киномистификацию (начало мифтворческой функции кино) - его пригласят снимать коронацию английского короля, а он решит, что ехать дорого, найдет подходящих актеров, снимет свою "коронацию" и покажет ее за день до подлинной, выдавая съемки за документ! Что нам эти документы - мы сами сформируем жизнь! Забегая вперед, скажу, что именно этим будет заниматься кинематограф 30-х - мифотворчеством и формированием новой реальности. И все-таки это еще не искусство. Как новый вид искусства кино начнет формироваться к 10-20-м годам. Об этом наша следующая лекция - "оставайтесь с нами"...
@темы:
кино,
Дилетантская история кино
банкетацикла!!Эээ... а что еще?
Джейн