Вообще-то это уже совсем не про украинское кино. Так же как и Кира Муратова - не украинское кино, хоть и снимает всю жизнь в Одессе. Но вот про Муратову я поэтому тут писать и не буду, что тоже мне фокус, когда русский режиссёр в Украине снимает русско-советско-мировое кино, так же как и украинский в России (Довженко, например) - украинско-советско-мировое, а вот феномен Романа Балаяна интересен как раз вот этим сложнообъяснимым единым культурным полем, единственно из-за которого мне и жаль распавшийся Советский Союз. Вот представьте себе - появляется в Киеве молодой режиссёр из не просто национальной окраины, а из глухой национальной провинции, в отличие от своего предшественника-соплеменника Параджанова - тот-то был хотя бы из многонационального Тбилиси со старинными культурными корнями, а Балаян вообще из глухого села в Нагорном Карабахе! И вот именно этот национальный провинциал сумел так тонко прочувствовать, понять и отобразить всю русскую классику и наследующую ей советскую современность, как мало кто из столичных режиссёров мог... Начинает он с чеховской "Каштанки" - в ней ему удалось уравновесить "актёрактёрычевский" бенефис Олега Табакова, вечно перетягивающего одеяло на себя, дав ему в партнёры собачку... а собачку хрен переиграешь!
Потом будет тургеневский "Бирюк", где как раз и зазвучит основная нота почерка Балаяна, на самом-то деле чеховская нота - нота лопнувшей струны, которую режиссёр преобразует в визуальный ряд. Этим фильмом он уже заявит о себе в мире - номинация на Золотого медведя на Берлинском кинофестивале это вам не хухры-мухры для начинающего режиссёра! А потом... шесть лет простоя. Он очень хочет поставить фильм о Шевченко - если бы ему дали это сделать, может, мы бы сейчас и говорили опять о чисто украинском кино, но начальство вдруг возбухнет - нефик, дескать, армянину трогать украинского классика (это как в своё время Сталин "зарезал" Раневскую на роль Ефросиньи Старицкой в эйзенштейновском "Иване Грозном" по этой же причине: "Русскую боярыню должна играть русская актриса!" - в результате её сыграла Серафима Бирман
). Балаян обидится - ага, значит, про украинских шахтёров (такую тему ему предлагали) мне снимать можно, а классику не замай?! И всю свою накопившуюся за время вынужденного простоя желчь он выльет в фильм, по которому его все и знают - в "Полёты во сне и наяву". Кстати, сначала на главную роль он звал Никиту Михалкова, и только потом, случайно увидев в фильме "Мы, нижеподписавшиеся" Олега Янковского, он и найдёт своего актёра, через которого сможет выразить себя в своих лучших четырёх фильмах. Он очень точно сформулирует, почему Михалков не подходит на эту роль - "Никита мне казался таким здоровым, будто во рту у него семьдесят четыре зуба"
Вообще Янковского как фирменное лицо советских конца 70-х-начала 80-х откроет именно он. И недаром за это его будет благодарить Калягин, за десять лет до того прославившийся в "Неоконченной пьесе для механического пианино": "Спасибо тебе за Олега, если честно, я от него такого не ожидал..." - ясно же было, что Янковский подхватит от калягинского Платонова (помните - "мне 35 лет! Лермонтов уже семь лет лежал в могиле, Наполеон командовал армией, а я ноль, я ничтожество! По вашей вине! Я ничего не сделал в этой вашей проклятой жизни! Вы загубили мою жизнь, вы!") этот мотив "потерянного поколения", тянущийся ещё с пушкинско-лермонтовских "лишних людей" и вплоть до нонешнего пропившего глобус географа - вот как-то каждые десять лет у нас воспроизводятся всё новые и новые потерянные поколения...![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
Успех "Полётов..." будет оглушительным, и на его фоне почти незамеченным окажется возвращение Балаяна к классике - на этот раз напрямую к Чехову. А ведь "Поцелуй" по чеховскому раннему рассказу как раз вберёт в себя всю тоску и безысходность позднего Чехова - всю вековую российскую тоску о "проё...нной жизни". Я его как раз недавно пересматривала - он невероятный. Вот вроде ничего практически не происходит, всё как-то мутно и невнятно, актёры (первоклассные, кстати, актёры) что-то бормочут, при этом ощущение от их игры как от плетения тончайших кружев и ворожбы... и такая невероятная тоска разливается по этой дивной летней пасторали со стрекочущими стрекозками над ночным прудом, что просто сердце сжимается от жалости. От жалости ко всем - и героям фильма, и ныне покойным Янковскому и Абдулову, и ныне "живому трупу" Меньшикову, и ко всей этой грёбаной жизни, и к себе...
Потом будет "Храни меня, мой талисман" - вроде бы опять о современности, но понятно же, что не случаен пушкинский антураж - оттуда вся эта ниточка и тянется... Потом неожиданно "Филёр", действие которого происходит в 1916 году - надо ли говорить, что сейчас он воспринимается ещё более актуально, нежели когда только вышел? Но рассказывать не буду - сами смотрите. Затем "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову - опять вроде бы уход в классику. Но Балаян сам сказал, что последний фильм, который он снимал с удовольствием - "Филёр". Так и получается, что всё его творчество - это протягивание ниточки "наследников по прямой" от всей русской классики к современности, причём наследования и прямого, и обратного, как написала об этом одна кинокритик, цитируя литературоведа Берковского, "Нет Стендаля и Толстого без Пруста и Джойса. А не наоборот". Вот. И раскрыть эту генеалогию удалось в Украине провинциальному армянскому режиссёру. Больше уже таких связей, боюсь, у нас не будет...![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
Ну, а что дальше происходило в украинском кино, я не знаю - я вообще плохо знаю современное кино. Пусть об этом расскажут мои украинские ПЧи...![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
![:lol:](http://static.diary.ru/picture/1135.gif)
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
Успех "Полётов..." будет оглушительным, и на его фоне почти незамеченным окажется возвращение Балаяна к классике - на этот раз напрямую к Чехову. А ведь "Поцелуй" по чеховскому раннему рассказу как раз вберёт в себя всю тоску и безысходность позднего Чехова - всю вековую российскую тоску о "проё...нной жизни". Я его как раз недавно пересматривала - он невероятный. Вот вроде ничего практически не происходит, всё как-то мутно и невнятно, актёры (первоклассные, кстати, актёры) что-то бормочут, при этом ощущение от их игры как от плетения тончайших кружев и ворожбы... и такая невероятная тоска разливается по этой дивной летней пасторали со стрекочущими стрекозками над ночным прудом, что просто сердце сжимается от жалости. От жалости ко всем - и героям фильма, и ныне покойным Янковскому и Абдулову, и ныне "живому трупу" Меньшикову, и ко всей этой грёбаной жизни, и к себе...
Потом будет "Храни меня, мой талисман" - вроде бы опять о современности, но понятно же, что не случаен пушкинский антураж - оттуда вся эта ниточка и тянется... Потом неожиданно "Филёр", действие которого происходит в 1916 году - надо ли говорить, что сейчас он воспринимается ещё более актуально, нежели когда только вышел? Но рассказывать не буду - сами смотрите. Затем "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову - опять вроде бы уход в классику. Но Балаян сам сказал, что последний фильм, который он снимал с удовольствием - "Филёр". Так и получается, что всё его творчество - это протягивание ниточки "наследников по прямой" от всей русской классики к современности, причём наследования и прямого, и обратного, как написала об этом одна кинокритик, цитируя литературоведа Берковского, "Нет Стендаля и Толстого без Пруста и Джойса. А не наоборот". Вот. И раскрыть эту генеалогию удалось в Украине провинциальному армянскому режиссёру. Больше уже таких связей, боюсь, у нас не будет...
![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
Ну, а что дальше происходило в украинском кино, я не знаю - я вообще плохо знаю современное кино. Пусть об этом расскажут мои украинские ПЧи...
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Ну, да - но всё-таки в Украине снимал (и снимает?), т.ч. ещё и за эти связи ему спасибо...
если я потащу его в сообщество украинское ты не будешь против? мне кажется это интересно не только в плане просвещения, но и в плане тех самых связей.
канэшна!
кто мне будет про современное-то рассказывать, а?
ну, я ведь не спец, Люд. в моей голове нету хоть одного современного фильма, который всплывает сразу в памяти. ну, разве что «Тот, кто прошел сквозь огонь».
О, а такого я ваще не слышала - сисиб, буду завтра копать... А чичас спааааааааааать...
у меня впечатление от этого фильма странное. впрочем можно сказать, что это кино все-таки поэтическое).
ну, насчёт Бортко мы уже говорили...
Gato Grande, Тебе спасибо - а то кроме вынужденно вписавшихся в эту историю Евы и Китчен Уич, кажись, никому и не нужно...
ты статистику просмотров посмотри )
А вот и небольшенькая - праполитику или пралюбовь обычно больше!
Спасибо! Интересно читать
И ничего не вынужденно, не гони ))
Какая ты молодец!
А вообще пришла сейчас сюда не за тем. Просто в этот день сначала ты родилась, а потом я рожала. День этими событиями прекрасен и незабываем.
С Днем рождения, Людочка!
Молодей дальше, и пусть у тебя для этого будет всё необходимое и все необходимые!
ну, и мои цветы к празднику
Два - чтобы вы всегда были вдвоем
Поздравляю, бесподобная!
Несравненная и неповторимая
Желаю Вам энергии и здоровья! На радость окружающим
С Днем Рождения!
Сейчас залезла в твой календарь, перечитала все записи за 3 августа. Ну как вчера, черт побери, как вчера, а мы всё те же ))
Где бы ты его ни встречала, пусть он будет удачным)
Пусть у вас и ваших близких все будет хорошо! Спасибо, что радуете нас прекрасными записями, правда, хотелось бы почаще