Всё-таки какая хорошая у меня работа - вот вчера, например, я целых два фильма посмотрела - очень продуктивно рабочий день прошел!:gigi: И оба мне понравились - а вот это уже совсем редкость...:) Ну, первый-то немудрено - он всем нравится, кроме отдельных пижонов ( Просперо - :tease2: ), а вот второй - никому...:( И всё-таки о втором в другой раз. Сейчас о всеобщем любимце - "Артисте" Хазанавичуса. Мне самой хочется разобраться, почему же он понравился всем - и неискушенным зрителям, и тонким ценителям.
Сначала маленькая предыстория - в 90-е кино тоже было в кризисе, и вот тогда-то вышел "Мертвец" Джармуша. Он был черно-белым и почти немым, ну, во всяком случае, крайне немногословным. И серьезные критики воспряли - вот она, надежда! Кино должно вернуться к своим феноменологическим истокам! Настоящее кино и должно быть немым и черно-белым, всё остальное от лукавого. Но их надежды не оправдались - кино всё-таки пошло по пути технологических наворотов, всё дальше и дальше уводя зрителя от первоначального замысла. И вдруг взрыв! ВСЕ мировые кинематографические награды этого года отхватывает немой чёрно-белый фильм. Причем Хазанавичус оказался хитрее Джармуша - он исхитрился потрафить всем. Неискушенному зрителю он показал наивную, но очень азартно сыгранную "лав-стори" в ретро-антураже, да еще и ретро-способом, прикрывшись всё оправдывающим модным словом "стилизация". А для знатоков он устроил такие постмодернистские игрища, в которых еще разбираться и разбираться. Попробуем? :)
История, рассказанная в фильме, проста - звезда немого кино категорически отрицает наступающую эру звукового кино, и в результате скатывается в безвестность и нищету. А влюбленная в него старлетка, которой он когда-то помог сделать первые шаги, наоборот, становится звездой. В финале она всё-таки, преодолев сопротивление героя, вытаскивает его к новой жизни в качестве кинотанцора. И в этом же финале в фильме появляется звук. Главная же его фишка, кстати, осталась почти никем незамеченной. И я бы не заметила, кабы не полезла в Википедию...:) А полезла я туда, т.к. из фильма не было понятно, что ж герой так звуку-то сопротивляется. Так вот, в Вики пишут, что в финале, когда паре предлагают повторить танец, герой отвечает "С удовольствием!" с сильным французским акцентом! И всё сразу встает на свои места. Во всяком случае, сюжетно. А вот концептуальные вопросы остаются. Режиссер иногда заигрывается. Да, он играет со всем - со звуком (как дивно появляется он еще в сцене кошмарного сна героя, окончательно отвратив последнего от "новой жизни"), с монтажом - там есть еще одна дивная сцена, обыгрывающая тогда только отработанный в США "параллельный монтаж" - вот героиня торопится на машине к герою, дабы спасти его, а тот в это время уже засовывает в рот пистолет. Зажмуривается. На экране появляется титр "Ба-бах!" Даже я, зная финал, опешила - какой-такой бабах, когда им еще танцевать?! А следующим кадром уже появляется врезавшийся в столб автомобиль героини - это колесо "ба-бах"! Уф, отлегло...:) Это всё совершенно дивные находки, но в общем концепция недодумана - так и остается непонятным, почему же реальный мир героя такой же немой, как и его киномир. Понятно, что это символ, т.к. вокруг этого всё и крутится, но символ чего?! Тем не менее в сухом остатке остается безумно симпатичная, азартно разыгранная, очень стильная фильмА (именно так называли кино в начале прошлого века), и зритель выходит из зала, пританцовывая, с горящими глазами и в приподнятом настроении...
Хм... Вам тоже мой отзыв кажется вымученным? Угу... К сожалению, этого настроения хватает на час после фильма, максимум на вечер. А теперь кураж уже прошел... Осталась только надежда, что всё-таки появился новый импульс для вытаскивания кино из кризиса, причем, судя по восторженной реакции ВСЕХ на "Артиста", кризиса уж совсем жесточайшего. Начнем с начала? :)

@темы: кино

Комментарии
04.03.2012 в 00:35

Досуществовался ©
я так думаю - идеальное кино должно быть не только немым, но и слепым! пришел в зал, и сиди пей пиво с поп корном полтора часа. попил - уходи. :gigi:
04.03.2012 в 00:38

boduncov, Кажется, ты описываешь не идеальное кино, а идеальную жизнь...:gigi:
04.03.2012 в 00:43

Досуществовался ©
shoose, дык! ))
04.03.2012 в 00:55

boduncov, А я вот ни пиво, ни попкорн не люблю - т.ч. не мой это идеал...:)
04.03.2012 в 01:00

Досуществовался ©
shoose, дело не в попкорне с пивом. дело в отключке - полтора часа сидишь в темной комнате. клево. и никуда не денешься - денежки заплочены. ))
(не против твоего проекта!, если чо :) )
04.03.2012 в 01:06

boduncov, полтора часа сидишь в темной комнате. клево. и никуда не денешься - денежки заплочены
Кажется, ты описываешь садо-мазо вечеринку...:lol:
04.03.2012 в 01:08

Досуществовался ©
shoose, да ну тебя. релакс я описываю. :-D
04.03.2012 в 01:24

boduncov, У нас с тобой разные представления о релаксе...:))
04.03.2012 в 02:08

In God we trust. All others must bring data.
Таки ж вы с Просперо совсем с толку меня сбили. Стоит фильм смотреть-то, да еще в компании пижона?
04.03.2012 в 02:22

Zinder, Стоит! А в компании какого пижона?! Ты что, с Просперо собралась? Так он уже посмотрел...:-D
04.03.2012 в 02:25

In God we trust. All others must bring data.
shoose,
спасибо, у меня свой имеется - тот еще пижон, страшно брать с собой в кино, ибо вечно все раскритикует ))
04.03.2012 в 02:29

Zinder, А мне кажется, пижонам тоже должно понравиться - так и не поняла, что там с Просперо случилось...:)
04.03.2012 в 12:11

Улыбка - поцелуй души.
shoose, фильм не смотрела, но для меня символ видится в тишине )) Вокруг столько людей и все так много говорят, что можно сойти с ума. О впечатлении на час после просмотра жаль, так много теперь такого.
04.03.2012 в 13:24

shoose
Фильм, что называется, попал в яблочко. Сочетание неприхотливого и откровенно мелодраматического сюжета с уже непривычным, а поэтому оригинальным для современного кино обликом и вкусными находками для знатоков. Такой вроде бы красивый эксперимент, но при этом в явно мейнстримовой обертке:) Очччень точный продюсерский расчет - привет, Харви Вайнштейну, который ухитрился на сочетании таких факторов еще и неплохо заработать на этом фильме:)
Кино года, но совсем, ИМХО, не великое кино.
04.03.2012 в 15:28

taknebivaet, Не, ну, про час я, может, и погорячилась...:) Действительно очень симпатичное кино, но... как правильно заметила Constance_Ice - Кино года, но совсем не великое кино :)
04.03.2012 в 16:12

на троне, средь сиянья звездной сферы и в мантии, что соткана из ночи и одиночества...
не знаю, на разве сейчас выходим совсем мало хорошего кино? о каком кризисе речь - об идейном? =))
04.03.2012 в 16:24

Лорим, о каком кризисе речь
И об идейном, и об эстетическом...:) Кино как вид искусства на данный момент себя исчерпало...:(
04.03.2012 в 16:42

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
shoose, От пижона и слышу! ;-) "Мертвец" был восхитителен, и кроме как в монохроме я его не представляю. И в "Кофе и сигаретах" цвет ничего не улучшил бы. Я сейчас не про цвет и не про звук. В удачном артхаусном "Четырежды" например, автор прекрасно обходится без слов. Там и перевода соотвественно, нет - не требуется. От того, что мне нравится Джармуш, я не становлюсь пижоном. Эстетом - возможно. Но от кино я хочу двух вещей: либо "и настроение мое улучшилось". Либо удара по башке и состояния катарсиса, желания что-то изменить в своей жизни. Многого хочу?
Что я получил от "Артиста"? Повторю, сюжет скучен и предсказуем с самого начала. Мы, в нашем замороченном веке так не привыкли. Я не любитель Дэвида Линча, но и угодить мне историей, которая умиляла людей 100 лет назад сложно. Мужику было хорошо,потом плохо,потом совсем плохо ( в чем никто,кроме него не виноват),пришла женщина и вытащила его и спасла. Причем как она спасала алкоголика с 10 летним стажем, нам не показывают. Танцуючи. Да и выпитое никак не отразилось на лощеном и самодовольном лице актера - агент 117,одно слово... Вот над "Забытой мелодией для флейты" порыдаю с удовольствием. Хотя и банальна и проста для сегодняшнего дня.
Игра актеров? О чем вы? О том, как современные актеры удачно изобразили игру актеров немого кино, которая требовала от них большой развитости мимической мускулатуры, а от зрителей - умения абстрагироваться? Вспомните начало фильма, где снимают несколько дублей и герой раз за разом делает разной степени зверскости и сосредоточенности лицо, готовясь к началу. Вот так, подобно "Маске" Джима Керри паясничали и страдали герои лент немого кино в 20-е годы Плохих фильмов. Типа "Грезы любви", которые идут как пародия в фильме.Можно только ужасаться отсутствию разницы между пародией и самим фильмом. И как рука,утонувшая в песке вместе с ее обладателем, утонул Голливуд 20-х. , оставив нам безусловные шедевры (хоть и не подчистую), скажем, Чаплина. И мне непонятны попытки искать там вдохновение и находки для кинематографа современного.
Фильм - разовая поделка с недолгой жизнью (в классику не войдет явно), удачно повторившая все клише и приемы того времени, максимально аутентичная с единственной благой целью - сравнить нас сегодняшних с нашими вековой давности предками. Наверно, мне не понравилось мое отражение. Признаю, "неча на зеркало пенять".
04.03.2012 в 16:49

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
Находка со звуком во сне мне очень понравилась. Но разве не удачнее была находка с появляющимся местами в черно-белой ленте цветом (первой была роза) в фильме, название которого я безнадежно пытаюсь вспомнить несколько дней? Помоги плз. Там мальчик и девочка попадают в страну своего любимого сериала, и первое время наслаждаются идиллией. Пока не замечают, что в этом мире нет,к примеру, туалетов, потому что в то время не принято было это показывать. А любовь ограничивается поцелуями. И современные американцы раскрашивают пуританский мир сексуальностью и откровенностью, и в черно-белой ленте появляются цветные предметы, как в сне героя - звук. Кажется, в названии было слово "...вилль" Я бы пересмотрел.
04.03.2012 в 17:01

Просперо, Во-первых, катарсис в нонешнем кино и невозможен - для "великого кино" нужна мощная энергетическая подпитка в виде такой же мощной идеологии... а настроение "Артист" вполне себе улучшает - просто кому чем. Наивный зритель вполне удовлетворяется стильной симпатичной историей (вовсе не о мужике, у которого всё стало плохо, а потом его спасли, а о смене эпох), а искушенный радуется тому, как ловко это сделано и разгадывает эстетические шарады...:) Да, в "Пурпурной розе Каира" Аллена то же самое было сделано намного интереснее и точнее, но тогда еще кино не было в кризисе... И да - соглашусь, что кино не "великое", разве что на удручающем фоне...:(
04.03.2012 в 17:03

Просперо, И мне непонятны попытки искать там вдохновение и находки для кинематографа современного.
Здрааасьти! А где еще искать вдохновение, как не у Эйзенштейна, Довженко и Гриффита?! Т.е. именно у "великого немого"! Потому что сам кинематографический язык рожден именно тогда!
04.03.2012 в 17:06

Просперо, Ой, второй твой коммент не видела - про "...виль" не помню, а вот посмотри "Пурпурную розу Каира" Вуди Аллена - там все эти приемы появляются впервы и фильм безумно интересен идеей смешения разных реальностей...:)
04.03.2012 в 17:23

shoose
А как "Полночь в Париже"? Понравилась?
читать дальше
04.03.2012 в 17:35

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
shoose, сам кинематографический язык рожден именно тогда! (скептически) скорее-азбука. Очень уж сильно изменились ожидания зрителей и накопилось много культурных кодов у разных наций. Кстати, за сценарий я бы тоже "Полночи" приз отдал
04.03.2012 в 17:36

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
катарсис в нонешнем кино и невозможен Хорошо, что я этого не знал! :laugh:
04.03.2012 в 19:03

Constance_Ice, А я еще не видела ни того, ни другого...:shuffle: И чё-та когда-то горячо любимый Аллен, давно уже клепающий по фильму в год, меня слегка притомил...:-D А Оскары для меня никогда не были показателем, в случае с Артистом вдохновило то, что там и Канны, и Глобус и хрен знает что еще...:)

Просперо, скорее-азбука
Неа - именно язык! И ничего принципиально нового со времени монтажных теорий 20-х не появилось. Так, мелочи. Последнее изобретение именно в киноязыке - "поток сознания" у Феллини в "8 1\2" в, кажется, 63-м...
Хорошо, что я этого не знал
Ну, и где же ты испытывал катарсис за последние 10 лет?:gigi:
04.03.2012 в 20:07

"Женщина, которая..."
04.03.2012 в 22:14

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
Женщина, которая..., Точно! :) Спасибо!!! Идея стырена,конечно, у Алена с его "Розой", но воплощение мне понравилось больше.
shoose, Не поверишь, много раз! "Догвилль", "Дорога к дому", "Жизнь в розовом цвете" "Хатико" "Простая история" "Волчок" "Остров" (приятно, что смог навскидку вспомнить два наших фильма)...Это не просто фильмы, на которых я плакал. Это фильмы, которые делали меня чуть лучше. До полного очищения далеко,конечно. Используем менее громкое слово - фильмы, которые потрясли. Может,это не я , а ты требуешь от кинематографа слишком много? :) Говоря про язык, ты прежде всего имеешь ввиду то, как менялась сценарная школа. И ничего нового действительно за последние 80 лет по большому счету не придумали. Революции происходили в операторской работе, монтажной и теперь семимильными шагами - в спецэффектах. Кино изменилось до неузнаваемости. Неудивительно, что даже мне, не мальчику вроде, "Розу" смотреть местами скучно. Кино идет в двух направлениях - либо максимально уводит от реальности,либо документально погружает в нее. И то и другое востребовано и нравится мне.
Еще раз повторю: В "Артисте" скушный предсказуемый сценарий, скушная игра актеров со свойственным тому времени наигрышем, скушная музыка и абсолютно не цепляющая меня за сердце из-за неправдоподобности история. Это мое мнение, и я даже удивлен, что оказался маргиналом. Сравниваю с прошлогодним победителем "Король говорит", и мое изумление только увеличивается. Да, тот фильм помог мне чуть-чуть в житейском плане тоже. Буду рад, если "Артист" для кого-то сделал что-то еще, кроме отдыха для глаз.
PS А еще очень-очень жду "Жутко громко и запредельно близко", потому что книга меня потрясла до глубины души. Обидно будет убедиться. что и этот фильм заслуживал большего, чем номинация.
04.03.2012 в 22:37

Просперо, как менялась сценарная школа
При чем тут на хрен сценарная школа?! Она ваще к кино имеет крайне отдаленное отношение! Кино именно как самостоятельный вид искусства делают три вещи - крупный план, движение камеры и, главное, монтаж! Всё это было сформировано как раз в 20-е, затем особо востребовано в 60-е, после чего стухло! Нету сейчас кино как вида искусства, нэ-ту! Есть более менее связно рассказанные истории в лучшем случае. Недаром термин "авторское кино" заменили на невнятно-шаловливое "артхаус"... Последним подлинным шедевром было "Рассекая волны" Триера, и катарсис там присутствовал - нутк, недаром его называют "последним шедевром ХХ века" - не зря все-таки Триер создал "Догму", основными принципами которой были как раз принципы, заложенные в 20-е годы... Стоп! Эй, кто-нибудь, остановите меня, а то я уселась на любимого конька и ща понесет...:-D
04.03.2012 в 22:58

"Женщина, которая..."
shoose,
говори, Людмила...говори..=)) :knit: