читать дальшеДавайте только сразу договоримся о хронологии, ага? Для меня 40-е заканчиваются бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки, Нюрнбергским процессом и "фултонской речью" Черчилля. Начинается другая эпоха - ядерная угроза, раздел Европы на два лагеря, "холодная война". Осюда, т.е. с 46-го года, для меня и начинаются 50-е, а закончатся они в 56-м, вместе с концом "ихнего" маккартизма и началом нашей "оттепели" - вне зависимости от идеологии, мир потряхивает одинаково в одно и то же время. Т.ч. мои "50-е" укладываются в эти рамки. Посмотрим, что происходило в это время в киномире?
Главное, конечно же, в это время - итальянский неореализм. Да и вообще Италия как минимум лет на 20 захватывает лидерство в киномире. Главный импульс для развития полевоенное итальянское кино получило, естественно, отталкивая свое фашистское прошлое, отсюда, собственно говоря, и название - термин "реализм" был скомпрометирован официальной фашистской пропагандой. Они были очень разными, отцы-основатели неореализма - Р.Росселини ("Рим - открытый город"), В.Де Сика ("Похитители велосипедов"), Дж.Де Сантис ("Рим, 11 часов"), Л.Висконти ("Земля дрожит"), П.Джерми ("Дорога надежды"), К.Лидзани ("Опасно, бандиты!"), и "примкнушие к ним" уже на излете направления М.Антониони и Ф.Феллини... объединяло их одно - молодость, интерес к обыденной жизни и простым людям, ну, и естественно, новые эстетические установки - отсутствие присущей до того итальянскому кино помпезности и "искусственности". Последнее достигалось приглашением непрофессиональных актеров, натурными съемками, ненарочитым монтажом. Профессиональные же актеры рядом с непрофессионалами просто вынуждены были играть естественнее, что не мешало им становиться яркими звездами - например, Анна Маньяни - самая яркая звезда неореализма. А в середине 50-х "лавочку прихлопнут". Италия вылезет из экономического кризиса, и сверху строго скажут: "Хватит уже о нищете!". Ну, и ладно - новые приемы уже наработаны, идеи дадут толчок всему миру, а сами неореалисты уже поднимут социальные проблемы на философские высоты, т.ч. сильные мира сего им уже не указ... но это будет позже...
В СССР опять приободрился Большой стиль, теперь уже обнаглевший до невозможности - в "Падении Берлина" М.Чиаурели Сталин в белом кителе будет спускаться с трапа белоснежного лайнера в поверженном Берлине (!), встречаемый счастливыми "детьми разных народов", а на съемках "Кубанских казаков" И.Пырьева местные колхозники будут падать в обмороки при виде ломящихся от яств (бутафорских) столов киноколхозников. Но уже подрастают "шестидесятники" и вот-вот все начнется!
В США тоже как-то не очень весело - Голливуд потряхивает от разбирательств Комиссии по антиамериканской дятельности, Чаплин подвергается остракизму, а Дисней самозабвенно пишет доносы (ага-ага - хорошо, его у нас не было во времена репрессий, хотя и своих хватало), по-прежнему актуален "фильм-нуар", Орсон Уэллс занимается экранизациями, а тут еще и появившееся телевидение составило конкуренцию. Одна радость - экранизации пяти пьес Теннеси Уильямса, для которых понадобились актеры совершенно другого плана- не звездного, тогда-то Голливудом и была задействована Актерская студия Лу Страсберга, обучавшая актеров по методу Станиславского - так появились Марлон Брандо, Пол Ньюмен, Джеймс Дин и многие другие... Но уже набирают силу "битники" - предшественники хиппи, уже бунтует без причины Джеймс Дин в фильме Рэя, еще чуть-чуть - и у бунтарей появится причина... и наступят веселые 60-е!
Да и во Франции затишье... Что-то не клеится после войны у вернувшихся из эмиграции классиков Марселя Карне (после великих "Детей райка"), Жана Ренуара, Рене Клера и Ж.Дювивье. Разве что Жан Кокто эстетствует своим "Орфеем"... Да и вообще идет америкнизация Европы. Зато как раз в это время в прокуренных кинозалах сидят юные кинокритики и смотрят американское кино, впитывая новую для себя идеологию бекрайних просторов и одиноких героев... Еще чуть-чуть, и они выйдут из кинозалов, возьмут в руки камеры и... мало не покажется никому! Да зравствует "новая волна", захлестнувшая весь мир! О ней-то и пойдет речь в следующий раз - "оставайтесь с нами"...