читать дальшеБурные 20-е... Мир никогда уже не вернется к "благости" начала века - все бурлит, кипит и пузырится. Кровь-любовь-восторг-ненависть плавятся в одном котле. Могло ли это не отразиться на искусстве? Нет, конечно... Еще в прошлом веке "Бог умер", но свято место же пусто не бывает. На рубеже веков его место заняла красота, иногда красивость - "сделайте нам красиво", - просили заказчики-нувориши художников, и те с удовольствием делали. Теперь на место красоты пришел Автор. Начался модернизм, включающий в себя кучу всяко-разых "измов" - они-то и скажутся на кинематографе Европы.
Во Франции первым появится (по месту прописки), естественно, киноимпрессионизм. Жан Ренуар (ага-ага, сын Огюста - кому ж еще нести в массы папенькины идеи?), Деллюк, Эпштейн и пр. будут ратовать за визуализацию мыслей, субъективное видение и поэтическое самовыражение - импрессионисты они или кто, в конце-то концов? После смерти в 1924м году их идеолога Деллюка киноимпрессионизм прикажет долго жить, а на его место придут все прочие "измы" - формализм, дадаизм, сюрреализм, конструктивизм, абстракционизм... а че - в других видах искусства можно, а кино - нелюдь?! Если честно, все эти опыты помнят только специалисты и уж очень въедливые синефилы, до сегодняшнего дня останется актуальным только творчество Ренуара, отошедшего от "измов", и главного киноскандалиста, провокатора, антиклерикала и революционера Луиса Бунюэля. На премьеру своего фильма "Андалузский пес"он шел, набив карманы камнями, дабы кидаться ими в возмущенных буржуа. А те, сволочи, рукоплескали! Буржуа любят, когда им щекочут нервы. Если вы еще не видели этот фильм и хотите посмотреть, учтите, что он содержит самые шокирующие кадры всех времен и народов - разрезание бритвой человеческого глаза... (ох, чичас народ скачивать побежит!)
А Германия с ее сумрачным романтизмом, естественно, никак не могла обойтись (опять же по месту прописки) без киноэкспрессионизма. Бог умер, герры унд фрау, мы одни в этом мире бушующем, никому не нужные сиротинушки! И начнут бродить по экранам Големы, Дракулы и Сомнамбулы... бродить в декорациях, т.к. натуральная природа такого не потерпит! А декорации-то не простые - специально приглашенные известные художники будут так уродовать перспективу, ломать все линии, искажать пространство, что не свихнуться в таком мире будет невозможно... ну, почти все герои и будут несколько свихнуты, потому как оставаться здоровым в ненормальном мире просто неприлично! Кстати, именно эти фильмы, в отличие от французских авангардистов, до сих пор и актуальны - и манифест киноэкспрессионизма "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине, и "Носферату, симфония ужаса" Фридриха Мурнау, и "Метрополис" Фрица Ланга... а то мы сейчас живем в нормальном мире! И в различных музыкальных клипах до сих пор любят использовать отрывки из этих фильмов...
Ну, и понятно - какой же Авангард без России-то? Тем более что наша революция, в отличие от ихней, удалась Вот российские режиссеры и ринутся экспериментировать с монтажом, о чем я уже рассказывала в прошлый раз. Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Александр Довженко, Григорий Козинцев и Леонид Трауберг (двое последних создадут ФЭКС - фабрику эксцентрического актера, где и разгуляются на полную катушку!) и многие-многие другие - российский "монтажный период" 20-х войдет во все мировые учебники, а я на этом закруглюсь, в следующий раз у нас Большой стиль 30-х, "оставайтеь с нами"...