Маленькое лирическое отступление, но на ту же тему, раз уж помянула Абуладзе. Просто мне-то кажется, что "Родник для жаждущих" соотносится, скорее, с ранним Иоселиани, а вот с "Мольбой" больше сходства у другого представителя "поэтического украинского кино" Леонида Осыки и его фильма "Каменный крест", но его я вам даже рекомендовать боюсь, настолько он страшный - в нём как-то больше даже не поэзии, а какого-то архаичного, хтонического ужаса. Да, в этом, безусловно, своя поэзия есть, но лучше его смотреть в более спокойные времена... Кстати, именно в этом фильме я сделала для себя открытие - Борислав Брондуков, к которому мы все привыкли как к комедийному актёру, оказывается, начинал-то как актёр трагический!
Но вернёмся к Ильенко. После "Родника..." он снимет "Вечер накануне Ивана Купала" - внешне это уже будет чистейшая "параджановщина", абсолютно эпигонская, и смотреть её, если честно, практически невозможно... А вот потом неожиданный триумф - фильм "Белая птица с чёрной отметиной", получивший Золотой приз на ММКФ и мировой прокат. Фильм, легализовавший в СССР поэтическое направление и одновременно его похоронивший... Фильм о бедной многодетной семье в Буковине с 37-го по 47-й годы. Австро-Венгрия, Румыния, СССР, немцы, опять СССР, Украина - народ Буковины менял гражданство чуть ли не каждый год, не выезжая из родной деревни. Ну, во всяком случае, те, кто выжил в этой страшной войне. Кстати, у меня отец родом оттуда, а вот его родители, судя по всему, погибли там во время войны... Братья из этой семьи оказываются по разные стороны баррикад - один уходит в советскую армию, второй - к бандеровцам. Сценарий фильма написал актёр, режиссёр, композитор, сценарист, и вообще "лицо украинского поэтического кино" Иван Миколайчук (он играл и у Параджанова, и у Осыки, и у Ильенко - я ж говорю "лицо"!). Роль бандеровца он писал для себя, но т.к. незадолго до этого он сыграл Шевченко, и вообще опять же был "лицом", ему не дали эту роль, побоявшись, что он своей харизмой привлечёт симпатии к отрицательному персонажу. Т.ч. он сыграл "советского" брата, а вот роль бандеровца оказалась дебютной для молодого Богдана Ступки. Ха! Они боялись харизмы Миколайчука! Да куда ему против Ступки! Вот вам два эпизода с ним, объединённых в один танец - вначале он танцует прямо в первый день войны на свадьбе с чужой невестой, которую любят оба брата, а второй танец с ней же через десять лет уже прощальный - танец затравленного волка. Посмотрите - ведь красава же? (за видео опять же спасибо @Ева)
А потом ловушка захлопнется. Или время уже наступит прозаическое. И когда в перестройку они попытаются реанимировать поэтическое кино, выяснится, что органичным для него был только воздух 60-х. В 90-м Ильенко ещё предпримет попытку снять фильм по последнему сценарию Параджанова, вернее, по его лагерным рассказам - "Лебединое озеро. Зона". И вот вроде всё сошлось - Параджанов, Ильенко, потрясающие актёры, но... как сказал один мой зритель, "девяностые - такие девяностые..." Поэтическое кино умерло - и в Украине, и в Грузии, пусть покоится с миром там, в светлых 60-х... А мы в следующий раз поговорим о Романе Балаяне, который тоже, оказывается, работал именно на студии Довженко - следите за рекламой!