Когда-то Алексей Герман рассказывал, что снимая фильм "Мой друг Иван Лапшин", он чувствовал себя богом - фильм-то был о родителях, и герои фильма не знали, что с ними будет дальше, а автор знал! А вот теперь после "Трудно быть Богом" получилось почти по Ницше - Бог умер... И сам Герман, чувствовавший себя Богом, умер, и Бог в его фильме, да и в нашем мире тоже... или это было самоубийство?
Я специально подождала, пока пройдёт первоначальное озверение после фильма, и даже почитала разные рецензии, как те, где фильм объявляется главным шедевром, так и те, где смешивается с дерьмом, превалирующим и в самом фильме. Да, гнев прошёл, остались печаль и жалость - и это странно, т.к. в самом фильме как раз жалости-то и нет. Как бы ни повторял послушно Ярмольник слова Руматы Стругацких "Сердце моё полно жалости", видно, что он врёт - в его сердце нет жалости, да и вообще ничего нет - значит, он не Бог! А вот была ли она у автора?
В фильме вообще закадровый голос иногда зачитывает цитаты из романа Стругацких - не очень понятно, зачем, т.к. к роману он имеет очень отдалённое отношение, да и сами цитаты фильмом опровергаются - боюсь, они призваны как-то структурировать абсолютно аморфное пространство фильма. Аморфное во всех смыслах - вот фильм длится три часа, но с тем же успехом он мог длиться и семь часов, и один час, и это бы ничего не меняло! Т.е. вообще ничего! Всё то же кишащее месиво из дерьма, крови, соплей, уродов - без драматургии, без развития, без катарсиса, без ничего! Послушно цитируется уже ставшая пошлой фраза о том, что "после серых всегда приходят чёрные", но никакой разницы между ними на экране нет! Что серые, что чёрные, что сам Румата и прочие земляне ничем друг от друга не отличаются! Разве что Румата время от времени, в перерыве между обмазыванием себя и окружающих дерьмом, манерничает белым платком - это, что ли, признак Бога?!
Ещё некоторые говорят, что это всё оттого, что фильм снимался 12 лет, и не был закончен. Но с таким же успехом он мог сниматься и ещё 20 лет, но это бы всё равно ничего в нём не изменило - ну, было бы ещё три часа того же якобы транса, в который надо загнать зрителя... а для чего?! Чтобы констатировать, что мир дерьмо? Великое открытие!
Герои фильма время от времени заглядывают в камеру - кого они там высматривают? Бога? Так его нет - он умер. И кажется, что это и есть главный и единственный мэсседж последнего фильма Алексея Германа, после которого ему уже ничего не оставалось, кроме как умереть... и вот от этого-то и печально, и жалко...