А я вчера посмотрела "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" А.Хржановского. Посмотрела случайно - как ни стыдно это признавать, но я равнодушна к поэзии вообще и к творчеству И.Бродского в частности, т.ч. целенаправленно смотреть и не собиралась, но, напоровшись случайно, уже замерла и не могла оторваться. Да, фильм замечательный (собственно говоря, у Хржановского и не могло быть плохого), и, если хотите, мы его потом как-нибудь обсудим, но лично меня зацепила какая-то... ммм... даже не знаю, как сформулировать... некая узнаваемость происходящего, что ли. Во-первых, жил Бродский совсем рядом со мной и все места, показанные в фильме - мои родные, т.ч. у меня было ощущение, что фильм о моих детстве и юности, хоть я и родилась попозже... Во-вторых... а вот с этим еще сложнее... в смысле ассоциации слишком длинные, но постараюсь объяснить. Вообще-то фильм вовсе не о поэте и поэзии, а о времени, городе и об "отцах и детях". Родителей Бродского совершенно потрясающе (а как они могут еще?) играют А.Фрейндлих и С.Юрский, самого Бродского и его друзей в разных возрастах играют разные актеры, а вот в момент его воображаемого "возвращения" друзья (ну, кто выжил) играют себя сами. Я смотрела на них, а вспоминала их детей, с которыми когда-то в молодости была знакома - они были молоды и талантливы, как их отцы в момент своего знакомства. А сейчас... иных уж нет, а те далече.
Финальные титры фильма - "посвящается нашим родителям". А мне кажется, стоило его посвятить детям - ведь аукнулось-то всё им. Попробую вспомнить...
читать дальше
Вот вроде бы и все. Во всяком случае, кого ярко помню. Хотя они, кроме Лёшки, уже растворились для меня во времени. Времени, как выяснилось, разрушительном. И если их родителей называли "ахматовскими сиротами", то их дети стали "сиротами времени"...