Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
00:18 

"...Да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха..." (с)

shoose
Когда-то мне попался ненадолго в руки очень интересный словарь "Что знает каждый грамотный американец" - там было всё-всё-всё - имена, названия, цитаты, формулы и т.д., которыми оперирует (ну, или должен оперировать) каждый грамотный американец (правда, я не поняла, что они подразумевали под этим термином). Меня там многое удивило - например, то, что из "Гамлета" там было выбрано "повернуть глаза зрачками в душу", но не было коронного "to be or not to be", приятно удивило наличие из русской литературы не только стандартного трио "Толстой-Достоевский-Чехов", но и Пушкина, и многих других. Наверное, было бы безумно интересно составить такой словарь и у нас, но это титанический труд, и я даже не представляю, с какой стороны к такому можно было бы подступиться. И еще - словарь этот я видела 15 лет назад и понимаю, что с тех пор очень многое изменилось и у них, а уж у нас... За эти 15 лет изменилось почти всё, особенно в образовании
Маленькое лирическое отступление - на самом деле я, как и многие мои сверстники, очень плохо образованна - слишком многое было для нас недоступно, многое искажено, да и стимулов для образования было немного, в основном - получение диплома, без которого никуда. Зато в старшем поколении попадались настолько широко и глубоко образованные люди, что становилось совсем стыдно и безнадежно - было понятно, что это всё впитывалось "с молоком матери" и нам недоступно. Потом, в конце 80-х-начале 90-х появилась на очень короткое время какая-то прослойка таких же молодых людей, моложе меня лет на пять-десять. Я иногда сталкивалась с ними в Публичке, и пристыженно замолкала, когда они с жаром начинали обсуждать достоинства и недостатки различных переводов со старофранцузского, например. То ли это были дети тех, прежних "зубров", то ли просто они как раз попали в тот коротий период, когда и иформации стало достаточно (но не переизбыточно, как сейчас), и мотивация появилась, и возраст был энтузиастским, как и время...:) А потом какой-то провал. Если честно, меня пугает то, что более молодые люди считают меня "ну ооочень образованной" - я-то знаю, что это не так, просто, судя по всему, критерии стали совсем заниженными. Вот я и задумалась - что нужно было знать аристократу начала 19-го века, чтобы "блеснуть просвещеньем", нам прекрасно описал Пушкин. А вот давайте попробуем сформулировать, что должен знать современный "грамотный" молодой человек. Можете в комментах свои предположения и критерии скинуть? :)

@темы: культур-мультур

URL
Комментарии
2010-02-07 в 02:07 

shoose
Викки Эк теб прорвало - аж на три раза! :-D Не переживай - другие два я уже убрала...
мы все на самом деле "от бога".
Не, некоторые всё-таки от родителей... :gigi:

URL
2010-02-07 в 02:11 

Викки
А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
shoose это не меня, это дайри устроили какую-то засаду:)
:))))))))))))))это тема философическая уже...

2010-02-07 в 02:21 

shoose
Викки Ладно, вернемся к нашим баранам... просто если принять за исходную точку твои критерии образованности, то таковыми (в смысле образованными) будут не более одного процента молодежи, да и он (процент) наскребется только в среде профессионально гуманитарно ориентированных... и че делать?! :)

URL
2010-02-07 в 02:42 

Викки
А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
shoose ну у меня и математики такие знакомые есть, почему ж сразу гуманитарно ориентированные...

Я ж с самого начала сказала - у меня завышенные критерии. А че делать - ну, наверное, учиться, учиться и учиться )))

2010-02-07 в 02:52 

shoose
Викки Угу, как-то читала один педагогицкий диссер, и там весто привычного термина "непрерывное образование" всё время употреблялось "пожизненное" - чем-то таким безнадежным от него веяло...:)))

URL
2010-02-07 в 07:04 

Леди О. Очень здорово вы сформулировали понятия образованности интеллигентности и мышления. Я бы еще выделил такое понятие как начитанность. Сейчас начитанных довольно много. И на мой взгляд ничего общего с образованностью такая начитанность не имеет. Кроме того, начитанность эта в узкой среде проявляется. Человек может цитировать на память высказывания из книг(как правило художественных) и считать неучами всех, кто эти книги не читал. Но попробуйте попросить дать человека своё мнение о чем то, он зайдет в тупик. Потому что своего мнения нет. Есть только цитаты, которыми забита его голова. Поэтому, кстати, я не очень жалую гуманитариев. Воображение есть, да, но мышление отсутствует. За него уже все придумали другие.

shoose это из серии нашего "старческого брюзжания" Не совсем. Человек, умеющий в наше время жить(читай зарабатывать деньги) может сойти за образованного, потому что к его мнению прислушиваются. Даже если оно неверно и безграмотно. А тебя, грамотного и образованного, пошлют подальше, мотивируя тем, что если ты такой умный- то почему такой бедный?(с)))) Я испытал на себе обе фазы такого отношения, поэтому знаю, о чем говорю)))

2010-02-07 в 09:39 

Constance_Ice
трепетный трилобит (с)
shoose
ru.wikipedia.org/wiki/Прецедентные_тексты

А педагогические и методические диссеры нельзя читать на ночь - здоровее от этого не станешь, ИМХО. Только что закончила читку одного такого: всей валерьянки мира не хватит, чтобы унять раздражение от ужасающей бессмысленности этого текста:(

2010-02-07 в 11:05 

Цап-Царап
Я немного сутулюсь от груза, но о жизни иной не скорблю...
"непрерывное образование" всё время употреблялось "пожизненное"
:D

2010-02-07 в 12:34 

homer
"Экая язва" (Ворона)
svcross Поэтому, кстати, я не очень жалую гуманитариев. Воображение есть, да, но мышление отсутствует. За него уже все придумали другие.
А кого Вы называете гуманитариями?

2010-02-07 в 13:24 

homer гуманитариями я называю гуманитариев)) Есть еще технари, которые мне ближе.
Я понимаю, что вы имели ввиду более расширенный ответ, но мне не хочется вдаваться в подробности и перечислять профессии и специальности которые я отношу к гуманитарным. Или черты людей- гуманитариев. Просто обижать никого не хочется))) Люди то разные... Да и пост был о том, что должен знать образованный человек.
Вот затрудняюсь ответить, что он должен знать. Все вспоминают какие-то книги, произведения искусства. И вообще нечто гуманитарное. А я не понимаю, как можно в наше время пользуясь каждый день компом на работе, не знать как он работает? Да ладно работает, это и среди спецов не все знают. Но даже как им пользоваться не знают. Одни ламеры. Он образованный человек? Если человек досконально знает литературу скажем эпохи возрождения))) но придя в лес костер развести не может. Он образованный? А почему он тогда хотя бы не прочел как это делается? Поскольку всего знать невозможно, то мозг надо развивать на способность воспринимать новую информацию и уметь ею воспользоваться. Творческим мозг должен быть. Если он забит цитатами, нет места для творчества, нет мыслительного процесса который даст что-то осязаемое. Вот технарей, на мой взгляд так и готовят. Потому что запоминать формулы- невозможно, да и не нужно. А если запомнить невозможно, значит нужно понять принципы. Как кирпичи, из которых потом можно строить все что угодно. А вообще- замолкаю. У меня довольно критическое отношение к образованию и образованности. А спорить- лень, да и смысла нет))

2010-02-07 в 13:43 

Викки
А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
Викки Угу, как-то читала один педагогицкий диссер, и там весто привычного термина "непрерывное образование" всё время употреблялось "пожизненное" - чем-то таким безнадежным от него веяло...:)))
Ужас какой..и вправду, как пожизненное заключение :)
Мне почему-то нравится английское выражение problem-solving - оно оптимистично выглядит в контексте образования.
Я за словом "учиться" весьма широкое поле вижу. Не только книжки читать, но и и с людьми общаться, путешествовать, любопытствовать, не игнорировать области собственного незнания - много людей ведь открещиваются словами "а зачем мне это?"
Я вот почему-то всегда уверена, что если мне представилась возможность что-то узнать - значит, надо. Может, не сию секунду я смогу это применить - но you never know.
Например, учила я в начальной школе украинский язык. Помню, бабушка все сокрушалась: ах, ребенок по-русски писать с ошибками начнет. Во-первых, не начала почему-то, во-вторых, до сих пор помню что-то и могу сойти за свою на той же Украине, в-третьих - после курсов старослава и древнерусского, я понимаю по-польски и по-чешски (польский ох как пригодился, когда в командировку ездила).

2010-02-07 в 13:48 

Викки
А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
Поскольку всего знать невозможно, то мозг надо развивать на способность воспринимать новую информацию и уметь ею воспользоваться. Творческим мозг должен быть. Если он забит цитатами, нет места для творчества, нет мыслительного процесса который даст что-то осязаемое. Вот технарей, на мой взгляд так и готовят. Потому что запоминать формулы- невозможно, да и не нужно. А если запомнить невозможно, значит нужно понять принципы. Как кирпичи, из которых потом можно строить все что угодно.

Вот, полностью согласна! правда, в хороших местах гуманитариев готовят так же, потому что те объемы информации, которые гуманитарию надо переварить, еще хуже запоминаются, чем формулы.
И вообще я категорически против того, что гуманитарий должен быть погружен только в свое, а технарь - в свое.
"Большие" ученые из обеих областей были универсалами и разбирались в разных областях знания - Лихачев, Раушенбах...
А то у нас вечный аргумент: "Ах ребенок гуманитарий, зачем ему физика?"

2010-02-07 в 14:25 

- Будьте проще, и к вам потянутся люди. - Тогда я буду сложнее, чтобы от меня отстали те, кто проще.
shoose
ребенок должен расти в квартире с дубовыми шкафами, забитыми книгами
Не без этого ;-)

svcross
Спасибо :sunny:
Сейчас начитанных довольно много.
Причем нередко качество читаемой литературы оставляет желать лучшего. Необязательно, конечно, ежедневно Данте с Достоевским полистывать, но уметь отличить литературу от беллетристики и временных веяний очень важно для образованного человека.
Потому что своего мнения нет. Есть только цитаты, которыми забита его голова.
С этим каждый день на факультете сталкиваюсь. Вроде, и отличниц много, читают почти все, что дают (а это ж вообще похорониться!), а как посмотришь в их стеклянные рыбьи глаза - только то, что сказали преподаватели в лекциях да написано в учебниках. Я - за творческий подход!

А насчет гуманитариев-технарей: у меня девочка знакомая есть, которая учиться одновременно на физическом факультете и на факультете иностранных языков. И на обоих вполне успешно учится. Для меня такой человек - загадка.

2010-02-07 в 14:41 

Леди О. . И на обоих вполне успешно учится. Для меня такой человек - загадка. Первое мое образование- техническое. И получал я его еще при социализме, когда за не вовремя сданную сессию могли турнуть без вопросов. Второе - юридическое. Когда учился, вообще не понимал, что это за образование. Думаю: ведь трудно должно быть. А не трудно вовсе. После технического... просто тьфу (сорри)))
правда 21 г? Однако... так я к молодежи и отношение свое могу поменять. в лучшую сторону))))

2010-02-07 в 14:50 

- Будьте проще, и к вам потянутся люди. - Тогда я буду сложнее, чтобы от меня отстали те, кто проще.
svcross
да, правда :sunny: Буду рада поспособствовать ;-)

Не, когда оно, а потом другое - это у меня в голове еще укладывается. А вот когда параллельно... :hmm:

2010-02-07 в 15:18 

Викки
А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
Леди О. а мне кажется, это вполне нередко встречающееся явление - технарь-гуманитарий. Ну или не очень редко :)
Меня в свое время мама-физик отговорила от ВМК и мехмата - год стоял 96-й, ей самой пришлось работу менять- ее НИиЧАВО приказал жить долго счастливо, и по-моему, мама страшно боялась такой же судьбы для меня. Я ничуть не жалею о филфаке,но сколько копий пришлось сломать, защищая свои курсовые и кандидатскую - меня обвиняли в "математическом отношении к гуманитарной науке" ))))

2010-02-07 в 16:07 

- Будьте проще, и к вам потянутся люди. - Тогда я буду сложнее, чтобы от меня отстали те, кто проще.
Викки
:sunny:
А я и не говорю, что встречается редко. Я ж на себя проецирую такое сочетание. :sunny:

2010-02-07 в 16:29 

Викки Вот, полностью согласна!:)

Леди О. Буду рада поспособствовать способствуйте)) А вот когда параллельно... На сколько человек свой мозг использует? Процентов на 10? А если хотя бы на 20? а на 30? Тут можно еще и картины маслом писать во время двойного обучения))

2010-02-07 в 16:32 

- Будьте проще, и к вам потянутся люди. - Тогда я буду сложнее, чтобы от меня отстали те, кто проще.
svcross
На сколько человек свой мозг использует?
Это бесспорно! :sunny:

2010-02-07 в 21:45 

Викки
А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник shoose

главная