
Когда-то мне попался ненадолго в руки очень интересный словарь "Что знает каждый грамотный американец" - там было всё-всё-всё - имена, названия, цитаты, формулы и т.д., которыми оперирует (ну, или должен оперировать) каждый грамотный американец (правда, я не поняла, что они подразумевали под этим термином). Меня там многое удивило - например, то, что из "Гамлета" там было выбрано "повернуть глаза зрачками в душу", но не было коронного "to be or not to be", приятно удивило наличие из русской литературы не только стандартного трио "Толстой-Достоевский-Чехов", но и Пушкина, и многих других. Наверное, было бы безумно интересно составить такой словарь и у нас, но это титанический труд, и я даже не представляю, с какой стороны к такому можно было бы подступиться. И еще - словарь этот я видела 15 лет назад и понимаю, что с тех пор очень многое изменилось и у них, а уж у нас... За эти 15 лет изменилось почти всё, особенно в образовании
Маленькое лирическое отступление - на самом деле я, как и многие мои сверстники, очень плохо образованна - слишком многое было для нас недоступно, многое искажено, да и стимулов для образования было немного, в основном - получение диплома, без которого никуда. Зато в старшем поколении попадались настолько широко и глубоко образованные люди, что становилось совсем стыдно и безнадежно - было понятно, что это всё впитывалось "с молоком матери" и нам недоступно. Потом, в конце 80-х-начале 90-х появилась на очень короткое время какая-то прослойка таких же молодых людей, моложе меня лет на пять-десять. Я иногда сталкивалась с ними в Публичке, и пристыженно замолкала, когда они с жаром начинали обсуждать достоинства и недостатки различных переводов со старофранцузского, например. То ли это были дети тех, прежних "зубров", то ли просто они как раз попали в тот коротий период, когда и иформации стало достаточно (но не переизбыточно, как сейчас), и мотивация появилась, и возраст был энтузиастским, как и время...
А потом какой-то провал. Если честно, меня пугает то, что более молодые люди считают меня "ну ооочень образованной" - я-то знаю, что это не так, просто, судя по всему, критерии стали совсем заниженными. Вот я и задумалась - что нужно было знать аристократу начала 19-го века, чтобы "блеснуть просвещеньем", нам прекрасно описал Пушкин. А вот давайте попробуем сформулировать, что должен знать современный "грамотный" молодой человек. Можете в комментах свои предположения и критерии скинуть? 
Маленькое лирическое отступление - на самом деле я, как и многие мои сверстники, очень плохо образованна - слишком многое было для нас недоступно, многое искажено, да и стимулов для образования было немного, в основном - получение диплома, без которого никуда. Зато в старшем поколении попадались настолько широко и глубоко образованные люди, что становилось совсем стыдно и безнадежно - было понятно, что это всё впитывалось "с молоком матери" и нам недоступно. Потом, в конце 80-х-начале 90-х появилась на очень короткое время какая-то прослойка таких же молодых людей, моложе меня лет на пять-десять. Я иногда сталкивалась с ними в Публичке, и пристыженно замолкала, когда они с жаром начинали обсуждать достоинства и недостатки различных переводов со старофранцузского, например. То ли это были дети тех, прежних "зубров", то ли просто они как раз попали в тот коротий период, когда и иформации стало достаточно (но не переизбыточно, как сейчас), и мотивация появилась, и возраст был энтузиастским, как и время...


@темы: культур-мультур