Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
20:11 

А когда-то я была ученым...:)

Так вот, когда я была типа ученым, я очень активно занималась современной культурой и, в частности, сетевой... и даже когда сама подсаживалась на какой-нибудь сайт, не могла себя остановить и не анализировать... т.ч. и по поводу нашего общего здешнего пребывания у меня тоже есть свои соображения, но они еще недооформились, поэтому о них - рано... сейчас мне хотелось бы выдать на ваше обсуждение свои тезисы к прошлогодней конференции по вхождению в культуру современного ребенка... не бойтесь - это всего-навсего краткие тезисы, поэтому букаф немного... к тому же финал, посвященный конкретно повышению квалификации учителей, я убрала, как неактуальный здесь... может, из-за этого тезисы будут выглядеть незаконченными... и тем не менее, мне бы хотелось услышать ваше мнение...

Современный ребенок в пространстве культуры

За последние 20 лет радикально изменилась культурная ситуация и, соответственно, так же радикально изменилось поколение, в ней выросшее и, в отличие от предыдущих поколений, ощущающее себя в ней абсолютно органично. Причем изменения затрагивают не только социальные и психологические аспекты (что было всегда), но уже и физиологические, последствия которых еще не могут быть отрефлексированы в связи с тем, что прецедентов еще не было.
1. Тенденции этих изменений зародились еще в 50-е годы прошлого века, когда молодежь вышла на мировую «арену» и стала диктовать свои условия и определять моду на все. Молодежь стала основным потребителем любого продукта, в том числе культурного. Соответственно, молодежная культура перестала быть субкультурой, а стала определяющей. Это почувствовали и СМК, и производители основных товаров, сделав молодежь своей целевой аудиторией. Отсюда мода на молодость и на любом рынке, включая рынок труда.
2. За последние 15 лет изменилась и масс-культура, тоже, в свою очередь, ориентированная в первую очередь на молодежь – культура «для масс» ХХ века в ХХ1 преобразовалась в «культуру масс» - разрушен краеугольный камень масскульта – система звезд, теперь массы сами творят «культуру» или делегируют своих представителей в нее, минуя авторитетный отбор. Т.е. традиционная массовая культура всегда ориентировалась на запросы потребителя, иногда их и формируя, теперь же, с появлением новых технологических возможностей, этот «потребитель» уже сам может не только творить, но и выносить свое творчество на всеобщее обозрение, что раньше было возможно только после авторитетной экспертизы. На этом построена Интернет-культура и подхватившие эту тенденцию всевозможные ток-шоу и реалити-шоу. Критерии, соответственно, полностью размываются.
3. Основа человеческого социума - общение - претерпевает мутацию, которой способствует компьютерная культура и порожденная ею виртуализация реальности. Виртуальная реальность - абсолютно адекватная имитация реальности при помощи электронной технологии. Некоторые исследователи предсказывают, что виртуальная реальность произведет необратимые изменения в человеческом мозге, чего не удалось шестидесятым годам со всеми их наркотиками. Хорошо это прослеживается на примере компьютерных игр. Герой этих игр неуязвим - он обладает парадоксальной способностью к вос-становлению. Такая способность к регенерации, отсроченность «гибели всерьез» изменяет культурное сознание – ставятся под сомнение традиционные темы классической рефлексии: время, смерть и возвращение. В результате насилие перестает рефлексироваться.
4. Технократическая культура влияет и на физиологию – например, уже отмечено, что у подростков ведущим становится большой палец руки, «набитый» на смс-ках. Последствия этих изменений мы еще пока не можем предугадать.
Таким образом, на сегодняшний день существуют две культуры - традиционная, которой живем мы и пытаемся помочь ее освоить юному поколе-нию, и «другая» (условно назовем ее компьютерно-технократической), в которой органично безо всякого обучения живут юные и отдельные, освоившие ее путем изучения и обучения, взрослые. Соответственно, мы живем в разных мирах и говорим на разных языках, и сближение возможно только в случае создания единого коммуникативного поля, т.е. это должен быть путь по направлению друг к другу – помочь юным поколениям осваивать традиционную культуру мы можем, используя только интерактивные методы, включая пока еще чуждую нам компьютерную культуру, но для этого и мы сами должны осваивать «их» язык и их правила игры. Но как раз здесь-то и кроется основная проблема – проанализировав многие культурологические про-граммы (по МХК, литературе и т.п.), мы пришли к выводу, что современные культурные процессы в них практически не отражены...

Дальнейшие разглагольствования я убрала как неактуальные здесь...:)

P.S. (задумчиво) - а вот странно, почему-то никто не обсуждает второй тезис, хотя именно ради него я тут енто все и размещала...:))))

@темы: культур-мультур

URL
Комментарии
2008-01-21 в 21:45 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
Stanislavsky Это как, сначала все отнять, а потом - поделить?)))
shoose здесь тенденция простая - рост технологий и наличие свободных денег)

2008-01-21 в 21:48 

Lekta Не фига - это все звенья одной цепи! И развитие технологий именно в этом направлении неслучайно! :))

URL
2008-01-21 в 22:10 

Можно вопрос коллеге от тоже большого-большого ученого:) -
Правомерно ли эту тенденцию экстраполировать дальше?
Например, каким автор видит большой палец молодого человека через 15-20 лет?
Т.

URL
2008-01-21 в 22:19 

Гость Танюш, а ты комменты перечитай...:)

URL
2008-01-21 в 22:55 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose В любом случае, это ведет к усовершенствованию биологического вида, а не наоборот)

2008-01-21 в 22:58 

Lekta А я говорила не об "ухудшении", а о принципиально ином биологическом виде...:))

URL
2008-01-21 в 23:06 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose Не, так просто этот вид не изменится, да и вид вообще, не по-дарвиновски это)
Для этого нужен качественно иной скачок)))

2008-01-21 в 23:14 

Lekta Дык это... давно уже идет не эволюция, а мутация... причем именно скачками...:))

URL
2008-01-21 в 23:22 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose Мутация под теорию эволюции тож подпадает, однако)
Там у Дарвина все описано)))

2008-01-21 в 23:24 

Lekta При Дарвине еще не было таких возможностей... Кстати, я там постскриптум написала...:)))

URL
2008-01-21 в 23:34 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose Но это не значит, что при Дарвине не было мутаций)
А по поводу второго тезиса - мне кажется, что масс-культура в том виде, в котором она у нас существует, не только на молдежь направлена, ей как раз "все возрасты покорны". Достаточно телек включить, чтоб в этом убедиться. Или в кинотеатр зайти, афишу почитать, можно еще на книжную ярмарку, для разнообразия в жизни)))

2008-01-22 в 00:31 

Lekta Ваще-то я имела в виду изменение самой масс-культуры - ее преображение из культуры ДЛЯ масс в культуру масс...:)

URL
2008-01-22 в 00:41 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose А, наверно, я невнимательно читала, сорри))
Так тут ничего нового. Раньше был лозунг, что управлять государством может каждая кухарка, а с масс-культурой еще проще - ее творить может каждый подросток. А хорошо это или плохо - вопрос очень интересный)

2008-01-22 в 00:45 

Lekta Творить-то мог всегда, но только теперь реализовалась мечта Уорхолла, что скоро каждый сможет получить свои 15 минут славы...:))

URL
2008-01-22 в 07:55 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose "15 минут славы" - те же " Алло, мы ищем таланты" середины семядисятых или "А ну-ка девушки")))
Стили разные - суть одна)))

2008-01-22 в 16:07 

Lekta Неа, последствия были другими, к тому же там все-таки была авторитетная экспертиза... А в реалити-шоу вообще никакими талантами обладать не надо...:)

URL
2008-01-22 в 21:49 

А в реалити-шоу вообще никакими талантами обладать не надо...:)
Ага, особенно непокобелимый "Дом-2" :)))
Пятого пункта про "детей-индиго" не хватает, чтобы еще страшнее было.:alles:

2008-01-22 в 23:45 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose Ну да, талантов нет, зато и комплексов неполноценности нет тоже)))

2008-01-23 в 00:51 

colbaster А про индиго я пыталась поинтересоваться, но как-то мне все это показалось слабоубедительным...:)

Lekta А в новой масскультуре их и не может быть! :)

URL
2008-01-23 в 06:54 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose А это хорошо или плохо?

2008-01-23 в 19:41 

Lekta С моей точки зрения, культура без комплексов невозможна... а творчество - это как раз сублимация различных комплексов... но, еще раз повторяю - это мое сугубо личное мнение...:))

URL
2008-01-23 в 19:42 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose Ну тогда нужно определиться с понятием комплекса как такового, что конкретно под этим понимать)

2008-01-23 в 19:52 

Lekta Ой, это уж точно не здесь - формат не тот...:))

URL
2008-01-23 в 19:54 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose Ок, как скажите))

2008-01-23 в 19:57 

Lekta Да и не психолог я к тому же... и ваще - мое дело было исследовать тенденции, а не оценки раздавать...:)

URL
2008-01-23 в 19:59 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose Ну это вам, ученым, виднее)
А нам бы сразу все оценить да ярлыки навесить)))

2008-01-23 в 20:03 

Lekta Не, как частное лицо я, конечно, тоже оцениваю... только рано еще для оценок - пока непонятно...:)

URL
2008-01-23 в 20:06 

Lekta
"Ко мне приплывала зеленая рыба, ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье..."
shoose Вот это и выдает ученого)
А мы, обыватели, об этом не задумываемся, понятно - непонятно, рано - поздно, какая разница))))

2008-01-23 в 20:21 

Lekta Ну, почему же - я вон за информацию про большой палец тоже сразу зацепилась, какие-то свои выводы стала делать, пока мне биолог про обезьян не объяснил...:))))))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник shoose

главная