Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
02:36 

Продолжение про украинское кино. Довженко

shoose
В прошлый раз я остановилась на Александре Довженко - основоположнике украинского поэтического кино и общемирового поэтического монтажа. И вот тут-то и обнаружился интересный феномен. Да, уже в его ранних фильмах "Звенигора" и "Арсенал" были заложены и поэтические образы и поразительные поэтические метафоры, но всё-таки вершиной его творчества, да и вообще поэтического кино становится его фильм "Земля" (1930). Я же говорила, что перед украинским кино мы говорили о грузинском? Так вот, в том же 1930-м году, на совершенно другом конце Советского Союза, в Грузии, выходит фильм "Соль Сванетии", снятый Михаилом Калатозишвили. Да-да, это тот самый Калатозов, который в 57-м снимет шедевр "Летят журавли". Кстати, немного отвлекусь - я вообще только недавно вдруг осознала, что все советские шестидесятнические манифесты сняты этническими грузинами - Хуциевым, Калатозовым, Данелией! Почему? Сама до сих пор не отрефлексировала...:) После "Летят журавли" его оператор Урусевский будет утверждать, что вся гениальность фильма - его заслуга. Не фига - уже в ранней "Соли Сванетии", где Калатозов был и оператором, уже всё видно! Так вот - на совершенно разных концах, даже можно сказать, на противоположных окраинах огромной страны выходят два глубоко национальных, но при этом эстетически похожих фильма! Оба фильма вроде бы идеологически "верны линии партии" - о наступлении новой жизни, о разломе архаических пластов, но в обоих визуально побеждает вечная и вневременная поэтика. Когда мы смотрели "Землю", я даже давала своим слушателям необычное задание - обратить внимание на то, что вот вроде просится логически, но НЕ появляется в кадре! Там когда идёт траурный митинг после похорон убитого кулаком комсомольца, оратор взывает к толпе: "И пролетит по нашей земле слава Василю, как пролетают сейчас над нами эти два большевицких аэроплана", дальше кадр, как народ задирает головы в небо. Вот что должно быть следующим? Наверное, эти два ероплана, да? Ан фиг! Там чистое небо, в нём собираются тучи, дабы оплакать Василя, как перед этим его оплакивали, склоняясь к гробу, яблони и подсолнухи: А на фоне этого огромного неба в самом низу кадра кроооооооошечная фигурка беснующегося убийцы, которого никто не слышит - он ввинчивается головой в землю, ради которой убивал, с воплями "Моя земля! Моя!", но и земля его не принимает. Фильм-то получился совершенно не о большевиках и новой жизни, а о вечном - плодородной земле, жизни и смерти, сменяющими друг друга. Вот мечется по хате обнажённая "овдовевшая" возлюбленная Василя: , но через несколько кадров она же будет целоваться под оплодотворяющим землю дождём с другим, а мать Василя рожает во время похорон, а дождь поливает яблони и арбузы: Именно на куче этих яблок в самом начале фильма умирал дед Василя: - жизнь продолжается! Эх, жаль, не нашла потрясающего кадра из "Соли Сванетии", когда женщина, чей новорожденный младенец умер, кормит своим молоком землю - грузинский шедевр жёстче, агрессивнее, но в нём такая же абсолютно языческая поэтика! И, кстати, позже, в 60-е, украинское и грузинское поэтическое кино тоже будут развиваться параллельно. Но это уже будет другая история. А пока именно после "Земли" Довженко начнут травить на родине, и он вынужден будет уехать в Москву. А украинское кино начнёт прозябать в провинциализме, пока довженковскую поэтику, приправленную восточной пластикой, не возродит тбилисский армянин Сергей Параджанов. Об этом наш следующий рассказ - следите за рекламой! :)

@темы: кино, украинское кино

URL
Комментарии
2014-06-16 в 03:28 

shoose
Carinoso, Закрою! :)

URL
2014-06-16 в 19:01 

Gato Grande
...
shoose, спасибо огромное, очень интересно. "поэтическое кино" и языческая составляющая многое объясняют.
мне всегда было непонятно, как Довженко вообще пропускали - у него, при всей идеологичности, всегда была масса сцен, каким-то неясным образом провокационных и антисоветских :-D

"Землю" нам показывали в школе классе в 8-м (не помню уже, по какому предмету это проходило), и меня ещё тогда странным образом глубоко поразили и эти яблоки, и прямо разрывающие душу чувства (и ведь как по-настоящему всё!), ну и сиськи конечно :-D
по сравнению с довольно бесчувственным кино советских 70-х и 80-х, это был прямо как взрыв - и не фальшивых страстей, как в индийских фильмах, а настоящих.
надо Калатозишвили ещё посмотреть.

2014-06-16 в 19:32 

shoose
Gato Grande, Мне ещё очень понравилось, как Рюрикович про свои детские впечатления от "Земли" вчера сформулировал: "в очень раннем детстве потрясла " Земля" - будто я увидел греческий миф при его возникновении! Всё советское кино на этом фоне ( 30-40 ее годы) кажется каким-то плоским..." - с твоим ощущением, по-моему, перекликается...:)

URL
2014-06-16 в 19:49 

Gato Grande
...
shoose, да, "Землю" смотреть в очень раннем детстве - это вообще жесть )
Греческий миф - да, очень хорошее сравнение.

мне и в 15 лет она показалась "невероятно взрослым кино". а уж кино 30-40х - все эти "Весёлые ребята", "Цирк", "Небесный тихоход" и "Беспокойное хозяйство" рядом с Довженко - прямо гротеск с пинками и киданием тортами.

2014-06-16 в 20:06 

shoose
Gato Grande, Ну, лан вам - кроме Пырьева и Григорьева, были всё-таки Эйзенштейн, Роом, и многие другие авангардисты...:)

URL
2014-06-16 в 21:46 

olya11
От чистого истока в Прекрасное далеко
Интересно) Спасибо :red: Я еще прошлый твой цикл про историю кино хорошо помню :inlove:

2014-06-16 в 23:00 

Gato Grande
...
shoose, Эйзенштейн и Роом - да, точно.
Пырьева и Григорьева не знаю ((

2014-06-16 в 23:43 

shoose
olya11, прошлый твой цикл про историю кино хорошо помню
Просто бальзам на душу училке!:-D Спасибо! :)

Gato Grande, Пырьева и Григорьева не знаю
Слуш, со вторым это я оговорилась - Григорий Александров! Это ты его фильмы перечислял...:gigi:

URL
2014-06-17 в 00:00 

Gato Grande
...
shoose, а, понятно )) именно эти фильмы ненавистны мне с детства :gigi:

2014-06-17 в 00:12 

shoose
Gato Grande, А они, между прочим, абсолютная калька с Голливуда!:-D

URL
2014-06-17 в 08:51 

Gato Grande
...
shoose, а, ну тогда понятно )))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник shoose

главная