Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: Кино (список заголовков)
18:36 

Никита Михалков как зеркало русской истории... (попытка юбилейной речи)

Я ведь когда-то уже об этом писала - тут, ну, вернее, не совсем об этом, а об эволюции его ролей... а сейчас, готовясь к завтрашнему юбилейному показу его "Солнечного удара" и монтируя нарезку из прошлых его фильмов, вдруг поняла, что вся его творческая жизнь (и актёрская, и режиссёрская) действительно полностью отражает нашу историю! И "Солнечный удар" - вроде бы категорически неудачный, как и все его поздние фильмы, становится поразительно точной точкой и в его судьбе, и в истории страны. Это потрясающий феномен - да, мудак, да, не зря его позднего ненавидят почти все, но - вот поцелован он в маковку! Когда-то Тарковский о нём сказал, что "руки у Никиты умнее головы" - понятно, что не руки, а какая-то почти животная сила и витальность, настолько сильные, что он действительно становится проводником... хрен знает, чего - в Бога я не верю... но история или Время (именно так, с большой буквы), аж звеня и пульсируя, проходят через него точно. И даже, когда он, старея, теряет эту силу вместе с потенцией, что творческой, что мужской (на которой у него очень много завязано), она не просто утекает, а преобразуется во что-то ещё более мощное - эрос перетекает в танатос...
Ну, вот посмотрите сами - вот он в 60-х, времени его юности и юности обновлённой после страшного морока страны - "бывает всё на свете хорошо, в чём дело, сразу не поймёшь, а это просто дождь прошёл, нормальный летний дождь":


Вот тоскливейшие и безнадёжнейшие 70-е. Из его лучшего фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" чаще всего вспоминают вопль Платонова: "Мне 35 лет, я - ноль, я - ничтожество! Это вы загубили мою жизнь!", но это ведь не о времени, это вечная российско-интеллигентская рефлексия, а вот монолог героя самого Михалкова как-то забывают - а ведь он точнее всего передаёт время, да и намного личностнее: "Вы меня за шута считаете? А что вы обо мне знаете? ... Вот так жить и знать, что ничего другого больше не будет...":


Что происходило с Никитой Сергеевичем и со страной дальше... ну, вы помните... и в том посте я об этом писала... Тем неожиданнее для меня стал эффект "Солнечного удара". Наверное, вы знаете, что он там смешал вместе и одноимённый рассказ Бунина, и его же "Окаянные дни". Я-то ждала первой части - кому как не Михалкову с его витальностью и животной энергетикой, казалось мне, отобразить чувственность бунинской новеллистики? Ну, помните же эти его интонации: "Лариса Дмитриевна, Вы меня ещё любите?" и этот взгляд, от которого волоски на коже у девушек встают дыбом? Моя подруга ещё такой взгляд называет "внутриматочным":gigi: И все эти его "конфетки-бараночки" из "Сибирского цирюльника" и прочая "Россия, которую мы потеряли" - ну, в общем, вот это вот всё...:-D Так вот - не получились они! Сколько ни запихивал он туда цитат из кого ни попадя и из себя же самого, раннего-любимого - нэ получилосс! Ни конфетки-бараночки, ни гимназистки румяные, ни летающие шарфики, ни дрожащее от зноя марево не работают! Стар стал Никита Сергеич, немощен, либидо сдохло, отсюда и краники текущие...:-D Но зато неожиданно появилось другое! Чему виной, видимо, та же старость и появившийся реальный страх смерти. Вот отсюда-то и вытекает просто хтонический ужас перед развалом и концом истории. И сила этого ужаса не оставляет меня уже полгода после просмотра фильма. И так он совпадает с таким же хтоническим ужасом перед нашей действительностью, что вот просто "Умри, Денис, лучше не скажешь!" Мда... получилось заупокой... а хотела-то за здравие! С другой стороны, кто сказал, что сила танатоса менее значима, нежели сила эроса? Так что всё-таки "выпьем за Серёжу Никиту, Никиту, Никиту!":
:)

@темы: кино, культур-мультур, политика

16:07 

Пра кино, мигрантов и светлое совеццкое прошлое...:)

А вот я чичас одним махом всех поубивахом! :) В ФБ тут прокатился флэшмоб фоточек из 90-х - ну, большинство народу радостно кинулись постить себя молодыми-красивыми, а некоторые начали злобствовать - вот, дескать, это происки Госдепа, оправдание 90-х, нет чтоб светлое совеццкое вспомнить, но светлое совеццкое там мало кто помнит, т.к. маленькие ещё были... А я вот помню! И вспомнился мне кинотеатр "Спартак" от Госфильмофонда на Кирочной (тогда Салтыкова-Щедрина) - находился он в центре города в бывшей немецкой кирхе (отсюда, собссно, и название улицы было - потом в те самые страшные 90-е здание вроде как вернули лютеранам, потом пожгли, шоб никому не досталось, теперь не знаю, что там) и показывали там всю-всю-всю мировую классику. Ходила в этот кинотеатр вся интеллектуальная молодёжь города, но в основном, конечно, из центра - чтоб недалеко. А центр Питера тогда сплошь состоял из жутчайших коммуналок - расселять их стали всё в те же стрррашные 90-е. Такие натуральные "вороньи слободки", где в огромных девятикомнатных квартирах жило по 9 семей, и не дай бох на кухне оставить сковородку с котлетами. Ладно, не буду описывать все ужасти коммуналок - читайте советскую классику или спросите родителей. И вот, значит, в "Спартаке" где-то году в 1982-м, наверное, смотрели мы фильм Райнера Вернера Фассбиндера (лидера "молодого немецкого кино" 70-х) "Страх съедает душу". Говорят, что неправильно у нас название переведено, т.к. оригинал с грамматическими ошибками - там эти слова произносит мигрант. Но неважно. Фильм, как и все у Фассбиндера, очень провокационный - он о любви очень пожилой некрасивой немки-уборщицы и молодого мигранта-марокканца. Ещё раз повторю - фильм очень провокационный, но речь сейчас не о нём, а о мигрантах (тоже очень нонче популярная темка) и нашем светлом совеццком прошлом. Есть там одна сцена, когда главная героиня слышит разговор нескольких товарок, обсуждающих "грязных мигрантов". "Они же настоящие свиньи! - произносит одна из тётенек, - они живут целыми семьями в одной комнате!" Так вот - на этой фразе весь зал кинотеатра в самом центре культурной столицы лёг от гогота! У меня фсё...:)

@темы: кино, политика

00:31 

Меня тут Осень попыталась осалить флэшмобом с песнями... Но со мной всё не так просто - у меня ж с музыкой-то отношения опосредованные, тока через умершего возлюбленного-музыканта, пришлось ей специально для меня менять условие: 7 фильмов, которые я прямо сейчас с удовольствием порекомендую своим ПЧ. Но я ж зануда - пока мы торговались, её чуть было удар не хватил:-D. Доторговались до того, что я буду не про современные фильмы, а про старые, которые пересматривала недавно для своего Киноклуба. Я постараюсь рекомендовать те, которые вы не видели... или видели давно и забыли. Ну, и речь пойдёт не о шедеврах, а просто о тех, которые с удовольствием... что я и делаю:
1. Обязательно срочно все бежим смотреть фильм Эрнста Любича "Быть или не быть" (1942) - не путать с поздним римейком Мэла Брукса (явно дешёвой и пошлой поделкой)!

Гомерически смешная комедия о театральном подполье в оккупированной Варшаве! Как сказал Жан-Люк Годар, "этот фильм закрыл тему Холокоста"! Причём режиссёр - берлинский еврей, сбежавший в Голливуд, явно не понаслышке знает про нацистов, но при этом более смешной комедии я и не помню... И сразу стало понятно, откуда растут ноги у тарантиновских "Бесславных ублюдков", только у того всё крутится вокруг кино, а у Любича вокруг театра...:)

Не пугайтесь, сейчас пойдут три немых фильма, но удовольствие от них гарантирую...:)
2. Фильм Фридриха Мурнау "Восход солнца" (1927).

По последним опросам мировых критиков и режиссёров признан лучшим немым фильмом всех времён и народов! Мурнау больше известен как классик немецкого киноэкспрессионизма и автор первого фильма ужасов "Носферату, симфония ужаса", а тут вдруг тончайшая и лиричнейшая мелодрама. Несмотря на то, что фильм немой, вы до конца не будете знать, чем он закончится...:) И психологизма в нём больше, чем во многих звуковых.

3. Фильм Абрама Роома "Третья Мещанская" (или "Любовь втроём") 27-го года.

Очень современная история - собственно говоря, во втором названии изложена суть. Но финал очень смешной и двусмысленный - героиня уходит от мужа и любовника, с которыми жила одной семьёй после того, как они отправляют её на аборт. Она едет в поезде к светлому будущему, а между брошенными мужчинами, осознавшими свою подлость и теперь в тоске лежащими на диване и кровати напротив друг друга, происходит следующий диалог:
- Что, Володя, чай пить будем?
- А варенье, Коля, осталось?:-D

4. Фильм Льва Кулешова "По закону" (1926) по рассказу Джека Лондона.

А теперь представьте - немой фильм на трёх актёров в одном замкнутом пространстве - а напряжение не оставляет ни на секунду! А уж неожиданный финал для современного кино явно был бы заявкой на сиквел! :))

5. Фильм Бориса Барнета "У самого синего моря" (1934)

Опять же, Барнет больше знаменит "Окраиной", входящей в десятку лучших отечественных фильмов, но если говорить именно об удовольствии, то смотрите "синее море"... Наум Клейман по его поводу говорил, что у него появился новый критерий гениальности режиссёра - чем дольше тот может длить на экране состояние счастья, тем гениальнее. Так вот у Барнета оно длится весь фильм! И вроде бы история-то ни о чём, и почти ничего там не происходит, но вот после этого залитого солнцем и выбеленного солью моря фильма у меня появилась мечта об отдыхе именно на Каспии...:) Кстати, не самый весёлый 34-й год - вот уж воистину "коли выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря..." :gigi:

А следующие два вы наверняка видели, но забыли! Обязательно пересматривать!
6. Дебютный фильм Василия Шукшина "Живёт такой парень" (1964)

Шукшин никогда не был моим любимым режиссёром, но этот его ранний фильм сейчас выглядит таким свежим и светлым! Просто глоток свежего воздуха. Ой, а какая дивная сцена показа дома мод в колхозе - "Это костюм птичницы Маши. Её маленьким пушистым друзьям особенно понравится в нём...(не помню что). А ещё Маша учится на заочном, поэтому в её переднике предусмотрен карман для книжки..." На "маленьких пушистых друзьях" я легла...:lol:

7. Вот и хотела бы закончить чем-нибудь посовременнее, но современное вы и без меня знаете.

А "Заставу Ильича" Марлена Хуциева наверняка подзабыли, или вообще видели только подцензурный вариант "Мне двадцать лет", т.ч. ищите полную версию и не поленитесь потратить на неё 3 с лишним часа - она того стоит! Вот помните, мы в школе писали сочинение на тему "Онегин как энциклопедия русской жизни"? Я тогда совершенно не понимала этой фразы, поняла только в зрелости. Так вот, "Застава" - это точно энциклопедия советской жизни! Там есть ВСЁ! Т.ч. смотрим или пересматриваем...
Я бы ещё понаписала, но по условиям флэшмоба тока семь...:shuffle:
Осаливать никого не буду, т.к. для меня индивидуально изменили условия, т.ч. кто хочет, может писать про песни, кто хочет - про кино... да и вообще про всё, что вы сейчас смотрите-слушаете с удовольствием :)

А я, раз уж пошла такая пьянка начала опять писать про кино, могла бы ещё отдельно про уже давно посмотренных "Левиафана" и "Солнечный удар"(не доставивших удовольствия, но здорово зацепивших), да, наверное, уже все и забыли и никому не надо?

@темы: кино

00:39 

Дураки, пятьтесь! :)

Боже мой, какую дивную фразу я выудила из рецензии Льва Аннинского на фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года", который сегодня показывала в Киноклубе! Когда я на неё наткнулась, тут же выветрились все заготовки - кроме неё, ничего было не нужно! Причём она многое объясняет не только в 60-х, но и сейчас, только с точностью до наоборот. Вот эта фраза: "Фильм произвёл фурор. Дураки попятились. Настал час для умных: умных споров, умных находок, умных ошибок. «9 дней» прозвучали как гимн разуму, и отклик был соответствующий."
Я ещё год назад обещала Kitchen Witch написать пост о том, что все тоталитарные или стремящиеся таковыми стать режимы в первую очередь будят в своих народах коллективное бессознательное, которое всегда косно и агрессивно, но поленилась... а теперь думаю, все эти антитезы - "свобода-неволя", "демократия-тоталитаризм", "архаика-современность", "аполлоническое-дионисийское", "классицизм-романтизм" вполне заменимы и объяснимы этой простенькой, казалось бы, парадигмой - когда кто пятится, дураки или умные. И вот как-то эти периоды воспроизводятся каждые двадцать лет - сейчас черёд пятиться умным, настал час для дураков! Кстати, не только у нас - во всём мире.:( И не надо мне говорить про хитрость, алчность, властолюбие, злой умысел - они все не от большого ума, т.к. в конечном итоге и самим хитрым, алчным, властолюбивым злоумышленникам они только вредят. И понятно, что в эти периоды ставка на бессознательное - не на сознание же дуракам ставку делать? Но ничего, скоро опять настанет время для умных - надеюсь, их не всех успеют истребить... Они выйдут из подполья и окажется, что их не так уж и мало, тем более что один умный стоит сотни дураков... и попятятся дураки...:)

@темы: кино, политика

02:37 

Продолжение (или окончание) про украинское кино. Балаян

Вообще-то это уже совсем не про украинское кино. Так же как и Кира Муратова - не украинское кино, хоть и снимает всю жизнь в Одессе. Но вот про Муратову я поэтому тут писать и не буду, что тоже мне фокус, когда русский режиссёр в Украине снимает русско-советско-мировое кино, так же как и украинский в России (Довженко, например) - украинско-советско-мировое, а вот феномен Романа Балаяна интересен как раз вот этим сложнообъяснимым единым культурным полем, единственно из-за которого мне и жаль распавшийся Советский Союз. Вот представьте себе - появляется в Киеве молодой режиссёр из не просто национальной окраины, а из глухой национальной провинции, в отличие от своего предшественника-соплеменника Параджанова - тот-то был хотя бы из многонационального Тбилиси со старинными культурными корнями, а Балаян вообще из глухого села в Нагорном Карабахе! И вот именно этот национальный провинциал сумел так тонко прочувствовать, понять и отобразить всю русскую классику и наследующую ей советскую современность, как мало кто из столичных режиссёров мог... Начинает он с чеховской "Каштанки" - в ней ему удалось уравновесить "актёрактёрычевский" бенефис Олега Табакова, вечно перетягивающего одеяло на себя, дав ему в партнёры собачку... а собачку хрен переиграешь!:gigi: Потом будет тургеневский "Бирюк", где как раз и зазвучит основная нота почерка Балаяна, на самом-то деле чеховская нота - нота лопнувшей струны, которую режиссёр преобразует в визуальный ряд. Этим фильмом он уже заявит о себе в мире - номинация на Золотого медведя на Берлинском кинофестивале это вам не хухры-мухры для начинающего режиссёра! А потом... шесть лет простоя. Он очень хочет поставить фильм о Шевченко - если бы ему дали это сделать, может, мы бы сейчас и говорили опять о чисто украинском кино, но начальство вдруг возбухнет - нефик, дескать, армянину трогать украинского классика (это как в своё время Сталин "зарезал" Раневскую на роль Ефросиньи Старицкой в эйзенштейновском "Иване Грозном" по этой же причине: "Русскую боярыню должна играть русская актриса!" - в результате её сыграла Серафима Бирман:lol: ). Балаян обидится - ага, значит, про украинских шахтёров (такую тему ему предлагали) мне снимать можно, а классику не замай?! И всю свою накопившуюся за время вынужденного простоя желчь он выльет в фильм, по которому его все и знают - в "Полёты во сне и наяву". Кстати, сначала на главную роль он звал Никиту Михалкова, и только потом, случайно увидев в фильме "Мы, нижеподписавшиеся" Олега Янковского, он и найдёт своего актёра, через которого сможет выразить себя в своих лучших четырёх фильмах. Он очень точно сформулирует, почему Михалков не подходит на эту роль - "Никита мне казался таким здоровым, будто во рту у него семьдесят четыре зуба":gigi: Вообще Янковского как фирменное лицо советских конца 70-х-начала 80-х откроет именно он. И недаром за это его будет благодарить Калягин, за десять лет до того прославившийся в "Неоконченной пьесе для механического пианино": "Спасибо тебе за Олега, если честно, я от него такого не ожидал..." - ясно же было, что Янковский подхватит от калягинского Платонова (помните - "мне 35 лет! Лермонтов уже семь лет лежал в могиле, Наполеон командовал армией, а я ноль, я ничтожество! По вашей вине! Я ничего не сделал в этой вашей проклятой жизни! Вы загубили мою жизнь, вы!") этот мотив "потерянного поколения", тянущийся ещё с пушкинско-лермонтовских "лишних людей" и вплоть до нонешнего пропившего глобус географа - вот как-то каждые десять лет у нас воспроизводятся всё новые и новые потерянные поколения...:(
Успех "Полётов..." будет оглушительным, и на его фоне почти незамеченным окажется возвращение Балаяна к классике - на этот раз напрямую к Чехову. А ведь "Поцелуй" по чеховскому раннему рассказу как раз вберёт в себя всю тоску и безысходность позднего Чехова - всю вековую российскую тоску о "проё...нной жизни". Я его как раз недавно пересматривала - он невероятный. Вот вроде ничего практически не происходит, всё как-то мутно и невнятно, актёры (первоклассные, кстати, актёры) что-то бормочут, при этом ощущение от их игры как от плетения тончайших кружев и ворожбы... и такая невероятная тоска разливается по этой дивной летней пасторали со стрекочущими стрекозками над ночным прудом, что просто сердце сжимается от жалости. От жалости ко всем - и героям фильма, и ныне покойным Янковскому и Абдулову, и ныне "живому трупу" Меньшикову, и ко всей этой грёбаной жизни, и к себе...
Потом будет "Храни меня, мой талисман" - вроде бы опять о современности, но понятно же, что не случаен пушкинский антураж - оттуда вся эта ниточка и тянется... Потом неожиданно "Филёр", действие которого происходит в 1916 году - надо ли говорить, что сейчас он воспринимается ещё более актуально, нежели когда только вышел? Но рассказывать не буду - сами смотрите. Затем "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову - опять вроде бы уход в классику. Но Балаян сам сказал, что последний фильм, который он снимал с удовольствием - "Филёр". Так и получается, что всё его творчество - это протягивание ниточки "наследников по прямой" от всей русской классики к современности, причём наследования и прямого, и обратного, как написала об этом одна кинокритик, цитируя литературоведа Берковского, "Нет Стендаля и Толстого без Пруста и Джойса. А не наоборот". Вот. И раскрыть эту генеалогию удалось в Украине провинциальному армянскому режиссёру. Больше уже таких связей, боюсь, у нас не будет...:(
Ну, а что дальше происходило в украинском кино, я не знаю - я вообще плохо знаю современное кино. Пусть об этом расскажут мои украинские ПЧи...:)

@темы: кино, украинское кино

03:27 

Продолжение про украинское кино. "Поэтическое кино" 60-х.

В прошлый раз мы остановились на Параджанове, заново открывшем традицию украинской кинематографической пластики с ее экстатической статикой и гипертрофированной живописностью кадра. Оператором фильма, казалось бы, совершенно случайно, стал Юрий Ильенко, но этот случай предопределит и его судьбу, и судьбу целого направления в украинском кино. Причём на съёмках "Теней забытых предков" они всё время ругались - Ильенко был человеком серьёзным, и совершенно не понимал, что вытворяет этот "шут", а уж когда на уровне монтажа Параджанов начнёт безжалостно вырезать целые куски, старательно снятые Ильенко беспрерывно движущейся камерой, того чуть удар не хватит. Но... "их дело не пропало" - когда Параджанова посадят, именно прямолинейный Ильенко подхватит это знамя "поэтического (или живописного) кино" и свой режиссёрский дебют "Родник для жаждущих" будет строить именно на статичных длинных планах, наполненных такой поэзией и метафоричностью, что фильм запретят...:gigi: Кстати, Kitchen Witch, специально для тебя - в этом фильме тоже потрясающие яблоки!:-D Не смогла найти хорошего кадра с ними, но держи хоть такой: Несмотря на запрет, слух о фильме пройдёт по всему Союзу, и говорят, что перед съёмками своей "Мольбы" (это уже грузинское поэтическое кино - помните, я говорила, что они будут всё время идти параллельно?) Тенгиз Абуладзе приедет специально смотреть "Родник...".
Маленькое лирическое отступление, но на ту же тему, раз уж помянула Абуладзе. Просто мне-то кажется, что "Родник для жаждущих" соотносится, скорее, с ранним Иоселиани, а вот с "Мольбой" больше сходства у другого представителя "поэтического украинского кино" Леонида Осыки и его фильма "Каменный крест", но его я вам даже рекомендовать боюсь, настолько он страшный - в нём как-то больше даже не поэзии, а какого-то архаичного, хтонического ужаса. Да, в этом, безусловно, своя поэзия есть, но лучше его смотреть в более спокойные времена...:) Кстати, именно в этом фильме я сделала для себя открытие - Борислав Брондуков, к которому мы все привыкли как к комедийному актёру, оказывается, начинал-то как актёр трагический!
Но вернёмся к Ильенко. После "Родника..." он снимет "Вечер накануне Ивана Купала" - внешне это уже будет чистейшая "параджановщина", абсолютно эпигонская, и смотреть её, если честно, практически невозможно...:gigi: А вот потом неожиданный триумф - фильм "Белая птица с чёрной отметиной", получивший Золотой приз на ММКФ и мировой прокат. Фильм, легализовавший в СССР поэтическое направление и одновременно его похоронивший...:( Фильм о бедной многодетной семье в Буковине с 37-го по 47-й годы. Австро-Венгрия, Румыния, СССР, немцы, опять СССР, Украина - народ Буковины менял гражданство чуть ли не каждый год, не выезжая из родной деревни. Ну, во всяком случае, те, кто выжил в этой страшной войне. Кстати, у меня отец родом оттуда, а вот его родители, судя по всему, погибли там во время войны... Братья из этой семьи оказываются по разные стороны баррикад - один уходит в советскую армию, второй - к бандеровцам. Сценарий фильма написал актёр, режиссёр, композитор, сценарист, и вообще "лицо украинского поэтического кино" Иван Миколайчук (он играл и у Параджанова, и у Осыки, и у Ильенко - я ж говорю "лицо"!:)). Роль бандеровца он писал для себя, но т.к. незадолго до этого он сыграл Шевченко, и вообще опять же был "лицом":gigi:, ему не дали эту роль, побоявшись, что он своей харизмой привлечёт симпатии к отрицательному персонажу. Т.ч. он сыграл "советского" брата, а вот роль бандеровца оказалась дебютной для молодого Богдана Ступки. Ха! Они боялись харизмы Миколайчука! Да куда ему против Ступки! :lol: Вот вам два эпизода с ним, объединённых в один танец - вначале он танцует прямо в первый день войны на свадьбе с чужой невестой, которую любят оба брата, а второй танец с ней же через десять лет уже прощальный - танец затравленного волка. Посмотрите - ведь красава же? (за видео опять же спасибо @Ева)

А потом ловушка захлопнется. Или время уже наступит прозаическое. И когда в перестройку они попытаются реанимировать поэтическое кино, выяснится, что органичным для него был только воздух 60-х. В 90-м Ильенко ещё предпримет попытку снять фильм по последнему сценарию Параджанова, вернее, по его лагерным рассказам - "Лебединое озеро. Зона". И вот вроде всё сошлось - Параджанов, Ильенко, потрясающие актёры, но... как сказал один мой зритель, "девяностые - такие девяностые...":-D Поэтическое кино умерло - и в Украине, и в Грузии, пусть покоится с миром там, в светлых 60-х... А мы в следующий раз поговорим о Романе Балаяне, который тоже, оказывается, работал именно на студии Довженко - следите за рекламой! :)

@темы: украинское кино, кино

01:21 

Продолжение про украинское кино. Параджанов

Когда я говорила, что после Довженко, т.е. с 30-го года, вплоть до Параджанова, украинское кино будет прозябать в провинциализме, я не имела в виду, что там не будет создано хороших фильмов. Там Виктор Иванов снимет прекрасный водевиль "За двумя зайцами", там начинали Тодоровский и Хуциев, в конце-то концов последний именно там снял по сию пору всенародно любимую "Весну на Заречной улице", но... это не было украинским кино - ну, просто на украинские студии были распределены некоторые советские режиссёры, снимавшие хорошие фильмы, но не создававшие отдельную украинскую школу и не продолжавшие традиции этой школы, заложенные Довженко. Так продолжалось, пока там не появился Сергей Параджанов - "армянин, родившийся в Грузии, и сидевший в России за украинский национализм":gigi:
Вообще-то я про него уже писала - вот тут, но сейчас вернёмся к началу. Один критик про него как-то сказал, что вот де, он с неимоверной лёгкостью снимал «национальные» украинские, армянские, грузинские фильмы — а мог бы снять и немецкий, и нигерийский. Но вот ведь загадочная штука - ведь первые-то параджановские фильмы, до "Теней забытых предков" - никакие! Вот появляется в Киеве этот мультикультурный, но всё-таки в первую очередь восточный эстет-перфекционист, сын антиквара, тяготеющий к пышности, перформансу, и что? И снимает безнадёжно провинциальную, устаревше-соцреалистическую лабуду! Причём это не было "пробой пера" молодого мастера - 8 таких фильмов успел наклепать Параджанов, пока не случилось короткое замыкание... Да и тогда ничто не предвещало - это должен был быть обычный заказной "датский" (т.е. снятый к какой-то дате - юбилею украинского классика Коцюбинского) фильм, с неким налётом "этнографизма" - о гуцульских Ромео и Джульетте. Именно под маркой ненадолго разрешённой "этнографии" потом и будет развиваться и украинское, и грузинское поэтическое кино, пока власти не спохватятся, но об этом в следующем рассказе. А что же случилось здесь? Почему "Огненные кони" (так в зарубежном прокате будут называться "Тени забытых предков") вихрем пронесутся по всему ошеломлённому миру, собирая всевозможные награды и даря славу и своему автору, и доселе никому не известному украинскому кино? Параджанов поедет снимать свой фильм в Карпаты, к сохранившим, на его удивление, почти нетронутым современной цивилизацией обрядовый обиход гуцулам. И вот тут-то что-то и замкнёт! Сомкнутся южно-славянское и кавказское архаическое коллективное бессознательное, или мифологическое сознание, и высечется такая искра, вернее, пожар, что мама не горюй! :) Впрочем, чего я пересказываю - вот посмотрите хотя бы отрывок из фильма, и всё сами поймёте! За прикрученное сюда видео отдельное спасибо @Ева :)

В главной роли в этом фильме снялся актёр, а потом и сценарист, и режиссёр, и композитор Иван Миколайчук - запомните это имя, оно нам ещё пригодится. А оператором был друг-враг-ученик Юрий Ильенко - и это имя тоже запомните!
В общем, перефразируя Ленина, Довженко и гуцулы разбудили Параджанова, он высечет искру национального украинского поэтического кино, а потом её подхватят и раздуют в пожар молодые штурманы будущей бури - наследники Параджанова:gigi: О них, т.е. о поэтическом украинском кино 60-х, и будет наш следующий рассказ - следите за рекламой! :)

@темы: кино, украинское кино

02:36 

Продолжение про украинское кино. Довженко

В прошлый раз я остановилась на Александре Довженко - основоположнике украинского поэтического кино и общемирового поэтического монтажа. И вот тут-то и обнаружился интересный феномен. Да, уже в его ранних фильмах "Звенигора" и "Арсенал" были заложены и поэтические образы и поразительные поэтические метафоры, но всё-таки вершиной его творчества, да и вообще поэтического кино становится его фильм "Земля" (1930). Я же говорила, что перед украинским кино мы говорили о грузинском? Так вот, в том же 1930-м году, на совершенно другом конце Советского Союза, в Грузии, выходит фильм "Соль Сванетии", снятый Михаилом Калатозишвили. Да-да, это тот самый Калатозов, который в 57-м снимет шедевр "Летят журавли". Кстати, немного отвлекусь - я вообще только недавно вдруг осознала, что все советские шестидесятнические манифесты сняты этническими грузинами - Хуциевым, Калатозовым, Данелией! Почему? Сама до сих пор не отрефлексировала...:) После "Летят журавли" его оператор Урусевский будет утверждать, что вся гениальность фильма - его заслуга. Не фига - уже в ранней "Соли Сванетии", где Калатозов был и оператором, уже всё видно! Так вот - на совершенно разных концах, даже можно сказать, на противоположных окраинах огромной страны выходят два глубоко национальных, но при этом эстетически похожих фильма! Оба фильма вроде бы идеологически "верны линии партии" - о наступлении новой жизни, о разломе архаических пластов, но в обоих визуально побеждает вечная и вневременная поэтика. Когда мы смотрели "Землю", я даже давала своим слушателям необычное задание - обратить внимание на то, что вот вроде просится логически, но НЕ появляется в кадре! Там когда идёт траурный митинг после похорон убитого кулаком комсомольца, оратор взывает к толпе: "И пролетит по нашей земле слава Василю, как пролетают сейчас над нами эти два большевицких аэроплана", дальше кадр, как народ задирает головы в небо. Вот что должно быть следующим? Наверное, эти два ероплана, да? Ан фиг! Там чистое небо, в нём собираются тучи, дабы оплакать Василя, как перед этим его оплакивали, склоняясь к гробу, яблони и подсолнухи: А на фоне этого огромного неба в самом низу кадра кроооооооошечная фигурка беснующегося убийцы, которого никто не слышит - он ввинчивается головой в землю, ради которой убивал, с воплями "Моя земля! Моя!", но и земля его не принимает. Фильм-то получился совершенно не о большевиках и новой жизни, а о вечном - плодородной земле, жизни и смерти, сменяющими друг друга. Вот мечется по хате обнажённая "овдовевшая" возлюбленная Василя: , но через несколько кадров она же будет целоваться под оплодотворяющим землю дождём с другим, а мать Василя рожает во время похорон, а дождь поливает яблони и арбузы: Именно на куче этих яблок в самом начале фильма умирал дед Василя: - жизнь продолжается! Эх, жаль, не нашла потрясающего кадра из "Соли Сванетии", когда женщина, чей новорожденный младенец умер, кормит своим молоком землю - грузинский шедевр жёстче, агрессивнее, но в нём такая же абсолютно языческая поэтика! И, кстати, позже, в 60-е, украинское и грузинское поэтическое кино тоже будут развиваться параллельно. Но это уже будет другая история. А пока именно после "Земли" Довженко начнут травить на родине, и он вынужден будет уехать в Москву. А украинское кино начнёт прозябать в провинциализме, пока довженковскую поэтику, приправленную восточной пластикой, не возродит тбилисский армянин Сергей Параджанов. Об этом наш следующий рассказ - следите за рекламой! :)

@темы: кино, украинское кино

00:24 

Пара-тройка рассказов об истории украинского кино...:)

Честное слово, я не специально... Когда я планировала свой цикл "История украинского кино", ещё никому не могло в голову прийти, что скоро начнётся...:( Ну, что я могла сделать, если Мосфильм и Ленфильм я уже закончила, а из бывших союзных кинематографий самыми интересными были грузинская и украинская? Вот я и распланировала первые полгода - кино Грузии,вторые полгода - Украины. И начала украинский курс в марте! Представили?! Пришлось начать с фразы, которой я начала и этот пост... А продолжить следующей: Я понимаю, что что бы я сейчас ни сказала, это может выглядеть как провокация, но... Украина - родина слонов кино!:-D Не, правда, для меня самой это было открытием - в принципе давно известно, что изобретение кинематографа параллельно шло по всему миру, братья Люмьеры просто раньше всех подсуетились с патентом и первым коммерческим показом, но я даже предположить не могла, что первые съёмки и первый кинопоказ с помощью им же изобретенных прообразов современного киносъемочного аппарата и аппарата для кинопроекции изобретатель из Одесского университета Иосиф Тимченко проведёт за два года до Люмьеров! Аж в 1893 он он совершил первые в мире киносъемки - снял всадников и метателей копий, а затем демонстрировал их в одесской гостинице "Париж"!
Ну, потом всё как у всех - хроники, экранизации спектаклей... А первым украинским игровым полнометражным фильмом считается фильм 1911 года "Запорожская Сечь", но от него сохранилось лишь четыре кадра. Вот один из них:
Потом революция, бардак, гражданская война, бардак, национализация, бардак (тоскливо - чё-та знакомое, да?:(), а вот к концу 20-х в украинском кино появляются два "кинореволюционера" - Дзига Вертов и Александр Довженко. Дзига Вертов - один из основных теоретиков т.н. "русского монтажа" (см. об этом в моей "Дилетантской истории кино") и основатель документального кино. Его фильм "Человек с киноаппаратом" (1929) называют величайшим из всех документальных фильмов в истории - , а фильм "Энтузиазм: Симфония Донбасса" (1930) стал первым звуковым документальным фильмом. Гляньте, как на Дейнеку похоже:
А вот с Довженко всё ещё интереснее. С одной стороны, он основоположник "украинского поэтического кино", с другой... вот тут-то и вылезли связи между грузинским и украинским поэтическим кино (так что не зря я два этих цикла поставила друг за другом), но это отдельная тема, а я уже устала, т.ч. "продолжение следует, следите за рекламой"! :)

@темы: кино, украинское кино

00:01 

Герман - Стругацкие или Ницше?

Когда-то Алексей Герман рассказывал, что снимая фильм "Мой друг Иван Лапшин", он чувствовал себя богом - фильм-то был о родителях, и герои фильма не знали, что с ними будет дальше, а автор знал! А вот теперь после "Трудно быть Богом" получилось почти по Ницше - Бог умер... И сам Герман, чувствовавший себя Богом, умер, и Бог в его фильме, да и в нашем мире тоже... или это было самоубийство?
Я специально подождала, пока пройдёт первоначальное озверение после фильма, и даже почитала разные рецензии, как те, где фильм объявляется главным шедевром, так и те, где смешивается с дерьмом, превалирующим и в самом фильме. Да, гнев прошёл, остались печаль и жалость - и это странно, т.к. в самом фильме как раз жалости-то и нет. Как бы ни повторял послушно Ярмольник слова Руматы Стругацких "Сердце моё полно жалости", видно, что он врёт - в его сердце нет жалости, да и вообще ничего нет - значит, он не Бог! А вот была ли она у автора?
В фильме вообще закадровый голос иногда зачитывает цитаты из романа Стругацких - не очень понятно, зачем, т.к. к роману он имеет очень отдалённое отношение, да и сами цитаты фильмом опровергаются - боюсь, они призваны как-то структурировать абсолютно аморфное пространство фильма. Аморфное во всех смыслах - вот фильм длится три часа, но с тем же успехом он мог длиться и семь часов, и один час, и это бы ничего не меняло! Т.е. вообще ничего! Всё то же кишащее месиво из дерьма, крови, соплей, уродов - без драматургии, без развития, без катарсиса, без ничего! Послушно цитируется уже ставшая пошлой фраза о том, что "после серых всегда приходят чёрные", но никакой разницы между ними на экране нет! Что серые, что чёрные, что сам Румата и прочие земляне ничем друг от друга не отличаются! Разве что Румата время от времени, в перерыве между обмазыванием себя и окружающих дерьмом, манерничает белым платком - это, что ли, признак Бога?!
Ещё некоторые говорят, что это всё оттого, что фильм снимался 12 лет, и не был закончен. Но с таким же успехом он мог сниматься и ещё 20 лет, но это бы всё равно ничего в нём не изменило - ну, было бы ещё три часа того же якобы транса, в который надо загнать зрителя... а для чего?! Чтобы констатировать, что мир дерьмо? Великое открытие!
Герои фильма время от времени заглядывают в камеру - кого они там высматривают? Бога? Так его нет - он умер. И кажется, что это и есть главный и единственный мэсседж последнего фильма Алексея Германа, после которого ему уже ничего не оставалось, кроме как умереть... и вот от этого-то и печально, и жалко...:(

@темы: кино

22:47 

Теперь я буду вас задалбывать "творчеством" своего семейства. Гы - это мы ещё музыкальную композицию моего возлюбленного, мне посвящённую, не записали!:gigi:
А сегодня мы смотрим фильм по сценарию моего сына. И стихи там все тоже его... Да! Смотрим! А не пролистываем... и под кат прятать не буду! :)

@темы: семья, кино

00:09 

Cлава? :)

А когда тебя пиратски записывают, а потом выкладывают Вконтактике твои "лекции" - это уже слава или ещё не очень?:gigi: В общем, мои "лекции" (правда, начиная со второй) стали выкладывать в нашей группе - научите кто-нибудь, как эти аудиофайлы сюда копировать, а? А пока для тех, кто хотел меня послушать (taknebivaet, например - Рит, ты же просила?) кидаю сюда просто тупо ссылки на эти записи вконтакте - вот первая vk.com/peterburgkino?w=wall-49747190_131, вот вторая - vk.com/peterburgkino?w=wall-49747190_135
Ура! Бывший (укоризненно так посмотрев в его сторону) соавтор Оранжевый_Змий всё сделал:







@темы: работа, кинотеатр, кино

03:03 

"Такой хоккей нам не нужен!" (с)

Ну, что, посмотрела я хвалёную "Легенду № 17" Николая Лебедева... И сильно удручена - если это лучшее сейчас, то каково же остальное?! Драматургия вялая и беспомощная, и это при том, что тогдашний хоккей сам по себе обладает такой внутренней драматургией, что, казалось бы, и придумывать ничего не надо - просто бери готовенькое и снимай! Все герои одноклеточно-монофункциональные - вот вам "экспансивная испанская мама", вот "строящий козни функционер", вот "то ли девочка, а то ли виденье", вот "жестокий (непонятно, почему и зачем), но мудрый тренер-Учитель", ну, и так далее... Актёры, даже хорошие, играют плохо - потому что им нечего играть! Эх, а я так надеялась, что когда-то горячо любимый, а последние лет десять абсолютно деревянный Олег Меньшиков в этой роли действительно ожил - нет, по-прежнему деревянный!:(. Канадцы настолько карикатурны, что кажутся вышедшими из старого советского мультфильма "Шайбу, шайбу!" Кстати, мне кто-нибудь объяснит, почему Брежнева играет какой-то бурят?!
Все конфликты кондовые и одноходовые, всё лживое и фальшивое, с дешёвым расчётом на правдоподобие, даже в мелочах - вот скажите, например, зачем герою спрашивать у мороженщицы, почём эскимо? Явно для того, чтобы она ответила "11 копеек" и те, кто помнят это время, заорали: "О, точно! Всё правда!" А то в то время оно могло стоить иначе, так зачем спрашивать?!
Исторической достоверности нет вообще - всё переврано, высосано из пальца и непонятно зачем упрощено до предела, хотя опять же, подлинная история обладает намного более интересной и закрученной драматургией! Да нет, я понимаю, что это не психологическая драма и даже не историко-биографическая, а легенда, миф - но миф-то тем более должен быть мощным и ярким, а на этом фоне даже михалковские (свят-свят, не к ночи будь помянут!) Утомлённые-2 выглядят древнегреческим эпосом! Кстати, о легенде - я опять же понимаю, что фильм конкретно о Харламове, но как можно было в нём ни разу даже не упомянуть хотя бы Третьяка, неясно... Хорошо хоть Михайлова с Петровым пару раз назвали... А вторым по значимости игроком оказывается некий Гуськов - ау, такие же, как я, престарелые фанаты той сборной, отзовитесь - кто это?!
А напоследок хорошее - финал (сам матч канадской суперсерии) выстроен безупречно! И кинематографически прекрасен - даже монтажные стыки с испанской корридой и "ворожащим" отставленным Тарасовым выглядят не пошло, а очень уместно. Финал красив, драматичен, захватывающ! Вот только есть у меня подозрение, что дело тут не в режиссёре, а в самом матче - ах, как замирало тогда, в 1972-м, моё девичье фанатское сердечко! Как впервые оно заболело, когда шайба влетела в наши ворота... и как впервые я, малолетняя атеистка, жарко шептала молитву: "Господи, сделай же ты что-нибудь!" И как гордо трепетало сердце под советский гимн! Да, из этого можно было бы сделать очень патриотичное кино... вот только самое смешное, что эту, лучшую сцену фильма делал канадец... и это полностью дезавуирует весь патриотиццкий пафос фильма... Нет, "такой хоккей нам не нужен"! :(

@темы: кино

00:17 

Мир без женщин...:)

Когда-то одна моя ученица взяла для моего семинара фильм "Последний дюйм" и тему своего доклада назвала "Мир без женщин". Зная, что её мать и тётка являются активистками феминистского движения, я не удивилась, только похихикала про себя - при чём там это?! А потом пересмотрела ещё раз и поняла, что она права - фильм-то потому и ассоциируется с Хэмом (хоть и снят по расскажу Олдриджа), что он именно об этом - о мире мужчин и их экзистенциальном одиночестве.
А показывая его сегодня в своём киноклубе, я вдруг подумала, что совершенно неправильно раньше трактовала категорически мне не понравившееся "Возвращение" Звягинцева. Все тогда пытались его дотянуть до Тарковского, а у меня после просмотра возникла только одна мысль: "Белый человек, чего сказать-то хотел?" И фальшивое глубокомыслие раздражало, и красивая картинка... А теперь вдруг подумала, что кабы его не к Тарковскому за уши притягивали, а к "Последнему дюйму", всё бы встало на свои места и заиграло совсем по-другому. Ведь при чём тут Тарковский, когда есть только одно - сложный и одновременно простой, лаконичный и суровый мужской мир, отец и сын(овья), тревожное небо и море... и так и просится всепроникающий до дрожи на уровне подкорки блюз (т.е. о том, как плохо хорошим людям) из "Последнего дюйма":

@темы: кино

21:27 

Как-нибудь потом, может быть, я напишу длинную восторженную рецензию с умными словами типа "демифологизация", "постпостпостмодернизм" и пр.-пр.-пр., но пока кураж не прошёл, под свежим впечатлением могу сказать только следующее: финское "Железное небо" - самый шикарный фильм из всего, что я видела за последние два года... Тарантино может самосписаться в нафталин...:)

@темы: кино

14:21 

Ну, наконец-то Михалков выдал не вызывающую раздражение мысль - что кино надо преподавать в школе. Я об этом уже двадцать лет воплю, но я, понятное дело, не Михалков, и толку от моих воплей мало, т.ч. дай бог, чтоб у Никиты Сергеича получилось. А в помощь ему мой любимый журнал "Сеанс" опубликовал предложения около сотни отечественных кинематографистов - каждый из них накидал десятку лучших отечественных фильмов всех времен для изучения в школе - seance.ru/blog/100/
Я с большим интересом ознакомилась с этим списком - впечатлил неизвестный мне режиссер Обухович, исхитрившийся почти всю десятку составить из почти никому не известных фильмов:-D, покоробил глубоко мной уважаемый и горячо любимый Пётр Тодоровский, единственный из режиссеров внесший в список свой собственный фильм - не то чтобы это было нескромно (в конце-то концов, скромность Творцу только мешает), но... как-то неумно, что ли...:gigi:; ну, и восхитил лаконизм Балабанова и Андрея Смирнова, отметивших только два-три фильма - и действительно, чего размениваться-то?:lol: А у всех остальных списки похожи (ну, плюс-минус пара-тройка индивидуальных предпочтений) - мой бы, наверное, был таким же... А ваш? :)

@темы: кино

01:09 

"Я не люблю насилья и бессилья... вот только жаль распятого Христа..." (с)

Кажется, я скоро тут стану адвокатом дьявола от кино - повадилась защищать то, от чего все порядочные люди плюются...:gigi: Но честно - в этот раз не из чувства протеста, а из доверия к мнению сына, который меня и умнее, и глубже, и тоньше, т.ч. грех ему не доверять...:) В общем, я ни за что не стала бы смотреть "Высоцкого. Спасибо, что живой", кабы сын не бросил задумчиво: "А ты знаешь, история-то получилась вполне себе такая библейская..." Ну, в общем, вы понимаете, с каким предубеждением я начала его смотреть, но... сын прав. Какая разница - Безруков-не Безруков, шестичасовой грим по посмертной маске-не грим, возмущена Влади-не возмущена, заказано КГБ-не заказано, когда фильм вообще не об этом... и даже не о Высоцком. Ну, вернее, о Высоцком, но вообще-то это Евангелие. Со всеми положенными атрибутами и персонажами - и Марией Магдалиной, и Иудой, и отрекшимся Петром, и Понтием Пилатом, он же Савл-Павел, и Воскресением, ну, и, естественно, со взятием на себя грехов наших. Причем в фильме уже всё произошло - разыгрывается последний акт... Спаситель уже на игле кресте... Зря зачеркнула - это отнюдь не глумление, просто каждому времени свой крест. Да, всё правда - Безруков деревянный... и вовсе не из-за бездарности (а всё-таки в полной бездарности его обвинять негоже - это не так) - ну, да, во-первых, ему приходится гасить свою собственную разболтанную и размашистую пластику, и да, под сложным (вот тем самым шестичасовым) гримом особенно лицом не похлопочешь, но... во-вторых - а вот интересно, как можно быть не деревянным на кресте, а?! И да - озвучка сыном Никитой тоже была не лучшей идеей - уж слишком похож голос, да не тот... но опять же - а откуда ТОТ голос на кресте?! И он воскреснет... но ненадолго - всего на год. Второго пришествия уже не будет. И то, что казалось пошлым издевательским байопиком, окажется трагическими Страстями. Все в рецензиях вспоминают строчки из его стихотворения - "Я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно когда в неё плюют", но почему-то никто не вспомнил более подходящие строки оттуда же: "Я не люблю насилья и бессилья. Вот только жаль распятого Христа..." Да, это правда - очень жаль... И фильм, собственно говоря, об этом...

@темы: кино

00:10 

"Схлопнувшаяся история", или мальчики кровавые в глазах...

Помните, как в "Ромео+Джульетта" Лармана диктор с экрана телевизора на фоне мафиозных разборок сообщал, что "две равноуважаемых семьи в Вероне, где встречают нас событья, ведут междуусобные бои и не хотят унять кровопролитья"? И сразу становилось ясно, что вечный шекспировский текст равновелико и органично уживается и с высокой трагедией, и с масскультурой. Вот то же самое произошло и с вечной и великой трагедией Пушкина "Борис Годунов" в версии Владимира Мирзоева. И еще стало понятно, что не только пушкинский текст вечен, но и история наша неизменна - из века в век одни и те же грабли, меняются только "мальчики кровавые в глазах".
Перенося историю, написанную почти 200, а произошедшую 400 лет назад, в современность, Мирзоев сознательно её сплющил - с экрана телевизора вещает Леонид Парфенов на фоне логотипов "Северной пчелы" (политической и литературной газеты второй четверти Х1Х века), царевич Димитрий из конца 16-го века явно превращается в царевича Алексея, убитого в начале ХХ-го, а покоя не даёт он правителю уже сейчас, в ХХI-м. Но он же её (историю) и так же сознательно отстраняет - Отрепьев на танке явно появляется из какой-то компьютерной игры, а разгром его войск разыгрывается актерами на театральных подмостках перед Годуновым и Басмановым. И на всё на это с поразительной и трагической точностью ложится пушкинский текст. Мирзоеву удалось даже два пушкинских финала соединить - и первоначальный "народ кричит "Да здравствует царь", и подцензурный "народ безмолвствует"... что уж там лукавить - народа у нас два уже на протяжении почти трёх веков - собственно народ (представленный в фильме "рабочей семьёй", которая под водочку и телевизор и изрекает благодушно своё "Да здравствует") и интеллигенция, так и обозначенная в фильме - "интеллигентная семья"... Вот она-то и "безмолвствует", брезгливо выключая телевизор на Парфёнове... А что она ещё может? Нет-нет, не хочу о политике - не буду писать - "не на Болотную же бежать?" Таким образом, пушкинское "народ и власть" преобразовалось уже во "власть и два народа"... вот только по-прежнему мальчики кровавые в глазах... и грабли-грабли-грабли... и никак не соскочить...:(
P.S. А Максим Суханов уже стал великим актёром... Не всякий потянет высокую трагедию, да еще и в современном антураже...

@темы: кино

00:06 

Накопившаяся свалка

Ну, уж коли вы мне выдали индульгенцию на написание "незначительного", и уж коли я нонче могу осилить только "малые формы":gigi:, то свалю-ка я сюда в беспорядке всякую ерунду - накопившиеся мелкие мыслишки и мимолетные впечатления, никак не желающие разворачиваться в связные посты...
Сначала долги:
Помните, я говорила, что в один день мне понравились сразу два фильма - один "Артист", а про второй, если спросите? А вы не спросили! Но я всё равно скажу...:-D
Это был фильм В.Мельникова "Поклонница" (первоначальное название "Львы, орлы и куропатки"). Тихий камерный фильм о последней платонической любви Чехова. Рекомендуется не всем, а только тем, кто любит Чехова или хотя бы интересуется им. Он и о самом Чехове, и об этических границах между жизнью и творчеством, и сам по себе очень чеховский. Настолько чеховский, что в одной сцене у меня в голове промелькнули слова "цветы запоздалые", хотя я и не сразу вспомнила, что это название одного из его рассказов. Одно меня смутило - Чехова играет Кирилл Пирогов. Я очень люблю Пирогова, но... как отвечал когда-то в молодости один мой приятель на вопрос "Простите, Вы - еврей?" - "Нет, просто я интеллигентно выгляжу". Так и тут - Чехов, конечно же, был интеллигентом (причем в первом поколении), но это не значит, что играть его должен актер с ярко выраженными семитскими чертами!:gigi:
***
А это я обещала Итае в ответ на ее пост о том, что жить нужно с удовольствием - обещала-обещала, но развернуть так и не смогла и отделалась коротеньким комментом... и его кину в эту же свалку - Просто когда-то приятель вёз меня на машине домой каким-то непривычным путем, а на моё бухтение заметил, что раз по дороге нам всё время попадались только зелёные светофоры, значит, маршрут был выбран правильно. И вот я недавно вдруг подумала, что, может, это и к жизни относится? . Хотя сейчас могу добавить про крайнюю относительность этого тезиса - а как же быть с эйфорией проскочивших на красный свет?:-D
***
И еще один фильм впечатлил - "Дом" Олега Погодина. Эдакая странная смесь современного "Тихого Дона" с "Братом" и "Бумером". Семейная сага сама по себе настолько раздираема могучими страстями, что поначалу криминальная составляющая меня раздражала и казалась лишней, но потом подумалось (вернее, даже почувствовалось), что всё неспроста - кажется, "бандитская революция" 90-х сумела придать культуре вообще и кино, в частности, ту же самую по накалу энергетику, что и революция 17-го или Великая Отечественная. Кажется, через десятилетие из неё-таки высвободилась некая витальность, насыщающая вялый быт мощнейшим бытийным измерением. В общем, рекомендую...:)
***
Чё-та я вроде расписалась, т.ч. обещанную вчера историю о нашей уборщице - бывшей жене православного священника-расстриги, на днях принявшей ислам и теперь отказывающейся работать по пятницам, я так и оставлю анонсом...:gigi:

@темы: размышлизмы, кино

23:26 

Пейзаж после битвы

Я не поставила кавычек в названии только потому, что это не о фильме Анджея Вайды, хоть им и инициировано - просто я, готовясь к лекции об этом фильме в своём киноклубе, неожиданно для себя открыла польского Варлама Шаламова - Тадеуша Боровского. Причем в данном случае "открыла" означает лишь то, что узнала о существовании, читать пока боюсь... Мне и нашего-то Шаламова в своё время хватило для жесточайшей депрессии, тем более что судьба его польского "двойника", может быть, еще более трагична... Хотя... как говорится в фильме Евтушенко "Детский сад", "где те весы, на которых можно взвесить, чьи страдания больше?"
Фильм Вайды "Пейзаж после битвы" стал для меня, тогда семнадцатилетней (у нас фильм вышел позже, нежели на родине), одним из сильнейших кинопотрясений. Потом были и большие потрясения, и это даже как-то поблёкло на их фоне. Но тогда я впервые столкнулась с настолько злым и безнадежным отчаянием и считала его основным мотивом Вайды, удивляясь, почему же другие его фильмы (может быть, даже лучшие) не настолько переворачивают мою душу, как этот. И только сейчас узнала, что снят он по рассказам Тадеуша Боровского. Нет, это не ему принадлежат слова о том, что "после Освенцима нельзя писать стихи" - он-то как раз писал. И не ему принадлежат слова о том, что лагерь - это только отрицательный опыт, и он растлевает человека, а не закаляет. Большое лицемерие говорить о том, что этот опыт что-то дает человеку - ничего, кроме злобы и опустошения. Эти слова принадлежат как раз Варламу Шаламову, но Тадеуш мог бы под ними подписаться. Они оба пережили этот ужас - Шаламов Колымские лагеря, Боровский - Освенцим и Дахау. Оба честно и жестоко описали его в своих рассказах, после чего первый ушел в безумие, второй покончил с собой в возрасте всего 28 лет, в 51-м году. Потому что можно пережить битву, а вот жить потом совершенно опустошенным, неся на себе вину за тех, кто не выжил, бывает значительно труднее... Вот такой пейзаж после битвы...

@темы: книги, кино

Дневник shoose

главная