Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:00 

Внуки

Нестандартная фотосессия в саду у внуков...:)
Принесли много всяко-разных аксессуаров. Мне-то, как и положено еврейской бабушке, больше всего Сашка со скрипочкой понравилась:), но зато книжку она сама выбрала! А Тёмка, кажется, просто родился для этого образа!
Сашка:
Тёмка:

@темы: семья

21:58 

Из ФБ Ирины Паниной:
Федор Иванович Тютчев очень томился в Петербурге и только дожидался момента, когда сможет возвратиться за границу. Он часто говорил:
— Я испытываю не тоску по родине, а тоску по отъезду.
Вскоре после дуэли Пушкина и Жоржа Дантеса Тютчев поинтересовался у приятеля, к чему приговорен Дантес.
— Он будет выслан за границу в сопровождении фельдЪегеря.
— Вы в этом вполне уверены?
— Совершенно уверен.
— Пойду Жуковского убью, — сказал Тютчев.
:)

18:36 

Никита Михалков как зеркало русской истории... (попытка юбилейной речи)

Я ведь когда-то уже об этом писала - тут, ну, вернее, не совсем об этом, а об эволюции его ролей... а сейчас, готовясь к завтрашнему юбилейному показу его "Солнечного удара" и монтируя нарезку из прошлых его фильмов, вдруг поняла, что вся его творческая жизнь (и актёрская, и режиссёрская) действительно полностью отражает нашу историю! И "Солнечный удар" - вроде бы категорически неудачный, как и все его поздние фильмы, становится поразительно точной точкой и в его судьбе, и в истории страны. Это потрясающий феномен - да, мудак, да, не зря его позднего ненавидят почти все, но - вот поцелован он в маковку! Когда-то Тарковский о нём сказал, что "руки у Никиты умнее головы" - понятно, что не руки, а какая-то почти животная сила и витальность, настолько сильные, что он действительно становится проводником... хрен знает, чего - в Бога я не верю... но история или Время (именно так, с большой буквы), аж звеня и пульсируя, проходят через него точно. И даже, когда он, старея, теряет эту силу вместе с потенцией, что творческой, что мужской (на которой у него очень много завязано), она не просто утекает, а преобразуется во что-то ещё более мощное - эрос перетекает в танатос...
Ну, вот посмотрите сами - вот он в 60-х, времени его юности и юности обновлённой после страшного морока страны - "бывает всё на свете хорошо, в чём дело, сразу не поймёшь, а это просто дождь прошёл, нормальный летний дождь":


Вот тоскливейшие и безнадёжнейшие 70-е. Из его лучшего фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" чаще всего вспоминают вопль Платонова: "Мне 35 лет, я - ноль, я - ничтожество! Это вы загубили мою жизнь!", но это ведь не о времени, это вечная российско-интеллигентская рефлексия, а вот монолог героя самого Михалкова как-то забывают - а ведь он точнее всего передаёт время, да и намного личностнее: "Вы меня за шута считаете? А что вы обо мне знаете? ... Вот так жить и знать, что ничего другого больше не будет...":


Что происходило с Никитой Сергеевичем и со страной дальше... ну, вы помните... и в том посте я об этом писала... Тем неожиданнее для меня стал эффект "Солнечного удара". Наверное, вы знаете, что он там смешал вместе и одноимённый рассказ Бунина, и его же "Окаянные дни". Я-то ждала первой части - кому как не Михалкову с его витальностью и животной энергетикой, казалось мне, отобразить чувственность бунинской новеллистики? Ну, помните же эти его интонации: "Лариса Дмитриевна, Вы меня ещё любите?" и этот взгляд, от которого волоски на коже у девушек встают дыбом? Моя подруга ещё такой взгляд называет "внутриматочным":gigi: И все эти его "конфетки-бараночки" из "Сибирского цирюльника" и прочая "Россия, которую мы потеряли" - ну, в общем, вот это вот всё...:-D Так вот - не получились они! Сколько ни запихивал он туда цитат из кого ни попадя и из себя же самого, раннего-любимого - нэ получилосс! Ни конфетки-бараночки, ни гимназистки румяные, ни летающие шарфики, ни дрожащее от зноя марево не работают! Стар стал Никита Сергеич, немощен, либидо сдохло, отсюда и краники текущие...:-D Но зато неожиданно появилось другое! Чему виной, видимо, та же старость и появившийся реальный страх смерти. Вот отсюда-то и вытекает просто хтонический ужас перед развалом и концом истории. И сила этого ужаса не оставляет меня уже полгода после просмотра фильма. И так он совпадает с таким же хтоническим ужасом перед нашей действительностью, что вот просто "Умри, Денис, лучше не скажешь!" Мда... получилось заупокой... а хотела-то за здравие! С другой стороны, кто сказал, что сила танатоса менее значима, нежели сила эроса? Так что всё-таки "выпьем за Серёжу Никиту, Никиту, Никиту!":
:)

@темы: кино, культур-мультур, политика

16:07 

Пра кино, мигрантов и светлое совеццкое прошлое...:)

А вот я чичас одним махом всех поубивахом! :) В ФБ тут прокатился флэшмоб фоточек из 90-х - ну, большинство народу радостно кинулись постить себя молодыми-красивыми, а некоторые начали злобствовать - вот, дескать, это происки Госдепа, оправдание 90-х, нет чтоб светлое совеццкое вспомнить, но светлое совеццкое там мало кто помнит, т.к. маленькие ещё были... А я вот помню! И вспомнился мне кинотеатр "Спартак" от Госфильмофонда на Кирочной (тогда Салтыкова-Щедрина) - находился он в центре города в бывшей немецкой кирхе (отсюда, собссно, и название улицы было - потом в те самые страшные 90-е здание вроде как вернули лютеранам, потом пожгли, шоб никому не досталось, теперь не знаю, что там) и показывали там всю-всю-всю мировую классику. Ходила в этот кинотеатр вся интеллектуальная молодёжь города, но в основном, конечно, из центра - чтоб недалеко. А центр Питера тогда сплошь состоял из жутчайших коммуналок - расселять их стали всё в те же стрррашные 90-е. Такие натуральные "вороньи слободки", где в огромных девятикомнатных квартирах жило по 9 семей, и не дай бох на кухне оставить сковородку с котлетами. Ладно, не буду описывать все ужасти коммуналок - читайте советскую классику или спросите родителей. И вот, значит, в "Спартаке" где-то году в 1982-м, наверное, смотрели мы фильм Райнера Вернера Фассбиндера (лидера "молодого немецкого кино" 70-х) "Страх съедает душу". Говорят, что неправильно у нас название переведено, т.к. оригинал с грамматическими ошибками - там эти слова произносит мигрант. Но неважно. Фильм, как и все у Фассбиндера, очень провокационный - он о любви очень пожилой некрасивой немки-уборщицы и молодого мигранта-марокканца. Ещё раз повторю - фильм очень провокационный, но речь сейчас не о нём, а о мигрантах (тоже очень нонче популярная темка) и нашем светлом совеццком прошлом. Есть там одна сцена, когда главная героиня слышит разговор нескольких товарок, обсуждающих "грязных мигрантов". "Они же настоящие свиньи! - произносит одна из тётенек, - они живут целыми семьями в одной комнате!" Так вот - на этой фразе весь зал кинотеатра в самом центре культурной столицы лёг от гогота! У меня фсё...:)

@темы: кино, политика

02:56 

Быть беженцем...

Я уже давно хотела что-то сказать о беженцах... Всё пыталась вспомнить про корабль "Сент-Луис" в 39-м году... Ну, все про него и так, наверное, помнят - книги, фильмы... ведь помните, да? Фильм "Путешествие проклятых" хотя бы с Фэй Данауэй помните? Нет? В общем это о всё о корабле с тысячей еврейских беженцев из Германии, пытавшихся спастись на Кубе, в Канаде, США, далее везде... и везде их заворачивали - кому на хрен нужны мигранты? Кормить их надо, да и культура у них не совсем такая, и вообще своих проблем полно. Это ведь не только с кораблём "Сент-Луис" было, просто самый яркий пример, всем вроде бы известный... Вот. Хотела, значит, развёрнутое что-нибудь написать, с историческими аллюзиями, со сдержанным пафосом, останавливало только то, что я-то могу только со стороны - какое у меня право? И тут натолкнулась на статью Жени Бабушкина. Не удивляйтесь фамильярности - это бывший однокурсник моего сына, и я его помню как раз первокурсником. Хороший интеллигентный еврейский мальчик, почти карикатурно хороший и еврейский - именно из таких в начале ХХ века получались бомбисты, анархисты или пламенные революционеры...:) Тогда он поступил одновременно в Университет и Театральную Академию, и даже, кажется, какое-то время одновременно и учился и там, и там. Дальше помню только отрывочно какие-то полуанекдотичные истории про него - как он заваривал рок-группу (а мой сын был на разогреве:)), как работал на ТВ, и его выгнали по доносу за запись в ЖЖ. Теперь вот выясняется, что он и писатель... ничего не могу о нём сказать в этом качестве... как и о журналисте. Знаю только, что по убеждениям он левак - как и положено "хорошему интеллигентному еврейскому мальчику"...:) И позиции по Крыму не знаю (а ведь он был и на Майдане, и в Луганске - "трэвел-журналист"!), только предположить могу, что она "пятоколонная"... И вот сейчас прочла, как он трое суток шёл с беженцами по Европе - snob.ru/selected/entry/97928. Прочтите, не поленитесь, это точно из первых рук. А я теперь очень горжусь, что с ним учился мой сын...

17:10 

Шарж :)

Слушатели мои уже два месяца назад выложили в контактике шарж на меня с трогательной припиской "Повод № 1 ждать осени"... В жизни я, по-моему, как-то посимпатишнее буду, но всё равно приятно, особенно один комментарий: "Я уже скучаю по этому голосу!" :)

17:23 

Как моя внучка "провела этим летом"...:)

Вчера с сыном развлекались, просматривая историю голосовых вопросов гуглу в его телефоне, освоенных за лето внучкой... За лето она не только научилась читать и немножечко писать - повысились и её духовные запросы, особенно это видно по вариантам с усталым "ок" к этому неповоротливому гуглу...:lol:
читать дальше

Ну, ладно-ладно, всякое про мальчиков, скорее, это её старшая кузина... хотя... как знать... растёт девочка...:)

00:51 

21:48 

Подарок

Потом как-нибудь расскажу (и покажу) о разных подарках на мой юбилей, а пока об одном. Помните, я рассказывала, что возлюбленный посвятил мне композицию под названием "Единственная"? А записать её они не успели. так вот вчера (а юбилей я праздную уже целую неделю) они её у меня сыграли по памяти, а сын записал. Сыграли, правда, без клавиш - нету у них теперь клавишника:( Так что уж как шмогли:

@темы: Ван

15:57 

Распутинщина или пелевинщина? :)

Выгуливала сегодня по ночному Питеру одного мужчину... Эх, хорошее начало, но расслабьтесь - судя по всему, продолжения у этой истории не будет...:gigi: Мужчина интересный - всё ещё густые кудри с проседью, тонкие нервные пальцы, такое же тонкое нервное лицо, выразительные семитские тяжёлые глаза, да и профессия безумно экзотическая (ну, вы же помните, что я люблю любую экзотику?) - цирковой режиссёр! Пермский. И в Перми вроде бы работал по специальности, потом был главным режиссёром и замдиректора ивановского цирка, потом вернулся в Пермь, а в январе этого года перебрался в Питер. Когда говорит о цирке, глаза загораются, лицо становится одухотворённым, длинные руки плавно взлетают, а тонкие пальцы начинают нервно перебирать что-то из воздуха - "это высочайший вид искусства! Обыватели ни-че-го в нём не понимают! Это единственный вид искусства, в котором органично сочетаются фантастика и реализм!" Но в Питере пока работы по специальности нет. Занимается организацией всяческих мероприятий пермского землячества. Вот, например, с сегодняшнего дня и аж до 23-го уезжает организовывать крестный ход земляков по всей России. Оценили?! Еврей (!), цирковой режиссёр (!!) организует крестный ход!!! Даже не знаю, что в этой фразе самое прекрасное!:lol:

00:00 

Вступаю в "возраст дожития"...:)

И вы знаете, девушки, это не страшно! Страшно было в 40... вот тогда реально казалось - ВСЁ, жизнь окончена! 50 в связи с ремонтом дома прошли незамеченными, в 52 жизнь началась по новой, в 54 с половиной опять закончилась... К сожалению, это совпало ещё и с концом нормальной страны, да и мира тоже...:( Ладно, к ненормальной нам тоже не привыкать - может, это наоборот омолодит...:) И всё начнём по новой! Тем более, что в анамнезе прекрасный сын, дивные внуки, любимые работа, ученики и порох в пороховницах!:gigi:
Специально для Итаи - новая стрижка и платьишко:

16:46 

А нонешний вездесущий мем "Карл" - это эвфемизм глагола-связки "блядь", да?

20:01 

Благодетели

На днях, будучи в гостях, краем глаза видела по телевизору (дома-то я его не включаю, впрочем, это мало помогает от окружающей мерзости) какую-то передачку про Илюшечку нашего Глазунова - что-то он там открывал из своей частной коллекции... или не помню, про что, но в общем, про коллекцию тоже было. И вот там его сыночка рассказывает про папину коллекцию - то, что там только подлинники, никаких копий, и как папенька его так спасал культурное наследие. Вот, дескать, проходит в какой-нибудь деревушке мимо церковки (судя по всему, у него регулярные моционы по деревушкам были), а к нему в ноги кидается служитель с воплями: "Спаси, благодетель, и сохрани! Прям завтра всё пожгут!" И вот бедный несчастный Илья Сергеич ОДИН! НА СЕБЕ! (это не мой капслок - это его сыночка так жалостливо рассказывал) пёр все эти тяжеленные подлинные иконы бог весть какого века и драгоценную утварь домой. ВЕДЬ НИКАКОГО ТАКСИ ТАМ НЕ БЫЛО! (это опять сыночкины стенания). Очень жалостливо было про папенькины мучения - и всё ведь ради нас! Потом камера переползает на полотна Боровиковского и Левицкого. Про их судьбу сыночка уже не рассказывает, только подчёркивает, что это всё подлинники. А я сама себе представила, как прогуливается опять по своей старой привычке Илья Сергеич по какой-нить деревеньке, а там бабулечка ему в ноги кидается: "Спаси, благодетель, и сохрани! Завтра же сын-алкаш пропьёт! Картинки у нас там от прапрабабушки, выпускницы Смольного института, за печкой валяются!" И он опять, кряхтя и мучаясь, на себе, безо всякого такси, всё это прёт домой, дабы спасти и сохранить...
А потом чего-то представила то же самое про всех наших... эмм... ну, допустим, руководителей, ага? Вот значит так же они прогуливаются мимо... эмм... да ладно, мимо всего! А мы им все в ноги кидаемся и молим: "Спаси, благодетель, и сохрани! Всё ж пропадёт! Всё, нажитое непосильным трудом предков наших!" И они кряхтят, бедные, потом обливаются, мучаются, страдают, но тащат! Прям слеза наворачивается - такси бы им, бедным, подогнать...

@темы: политика, культур-мультур

21:11 

Дороги, которые мы выбираем... или "у каждого своя Хиросима"

Если честно, я сейчас, хоть стараюсь этого и не показывать, в глубочайшей депрессии - личная трагедия наложилась на "общественный" п...ц. Мой любимый слушатель назвал это "личным апокалипсисом" и "утешил", что он сейчас у большинства. Ален Рене в своём лучшем фильме "Хиросима, любовь моя" сформулировал это так: "У каждого из нас своя Хиросима". А ещё я вспомнила биографию своего возлюбленного, как рассказывала её Рюриковичу... я её, пожалуй, сюда так и скопирую, без купюр:
читать дальше
Так вот - меня раньше в его биографии особенно потрясало, что они ВСЕ и ВСЕГДА на каждой развилке делали категорически неправильный выбор, и отсюда все их проблемы. Единственный правильный выбор он сделал, связавшись со мной:-D, но было уже поздно...:( Это я о том, что думала раньше. А вот вчера я слушала рассказ о своей жизни ещё одного армянина, художника и музыканта (а есть ли в Армении не художники и не музыканты?!:) ). И вот, при всей непохожести начала жизни (счастливая любящая талантливая семья), начиная с землетрясения всё похоже, только ещё страшнее - хотя бы то, что он из Спитака, который был полностью разрушен, и тогда она потеряли новорожденного сына - потеряли в буквальном смысле, т.к. так и не нашли под завалами. И дальше всё стало разваливаться... И вот я слушаю его страшный рассказ и думаю - что мы знаем о выборе и что мы знаем о "личном апокалипсисе"? :(

@темы: Ван

23:37 

Запись сына в фэйсбуке, вызвавшая фурор...:))

Эх, пора регистрироваться в фэйсбуке - и народ явно весь туда отсюда свалил, да и про собственную семью всё узнаю в пересказе...:) Вот, например, за последнюю неделю уже несколько человек со стороны рассказывали о впечатлении от простенькой подписи сына к рисунку внучки:

Платунова А. Девочка с пластырем. 15x8. Диван, фломастер.
:-D

@темы: семья

00:31 

Меня тут Осень попыталась осалить флэшмобом с песнями... Но со мной всё не так просто - у меня ж с музыкой-то отношения опосредованные, тока через умершего возлюбленного-музыканта, пришлось ей специально для меня менять условие: 7 фильмов, которые я прямо сейчас с удовольствием порекомендую своим ПЧ. Но я ж зануда - пока мы торговались, её чуть было удар не хватил:-D. Доторговались до того, что я буду не про современные фильмы, а про старые, которые пересматривала недавно для своего Киноклуба. Я постараюсь рекомендовать те, которые вы не видели... или видели давно и забыли. Ну, и речь пойдёт не о шедеврах, а просто о тех, которые с удовольствием... что я и делаю:
1. Обязательно срочно все бежим смотреть фильм Эрнста Любича "Быть или не быть" (1942) - не путать с поздним римейком Мэла Брукса (явно дешёвой и пошлой поделкой)!

Гомерически смешная комедия о театральном подполье в оккупированной Варшаве! Как сказал Жан-Люк Годар, "этот фильм закрыл тему Холокоста"! Причём режиссёр - берлинский еврей, сбежавший в Голливуд, явно не понаслышке знает про нацистов, но при этом более смешной комедии я и не помню... И сразу стало понятно, откуда растут ноги у тарантиновских "Бесславных ублюдков", только у того всё крутится вокруг кино, а у Любича вокруг театра...:)

Не пугайтесь, сейчас пойдут три немых фильма, но удовольствие от них гарантирую...:)
2. Фильм Фридриха Мурнау "Восход солнца" (1927).

По последним опросам мировых критиков и режиссёров признан лучшим немым фильмом всех времён и народов! Мурнау больше известен как классик немецкого киноэкспрессионизма и автор первого фильма ужасов "Носферату, симфония ужаса", а тут вдруг тончайшая и лиричнейшая мелодрама. Несмотря на то, что фильм немой, вы до конца не будете знать, чем он закончится...:) И психологизма в нём больше, чем во многих звуковых.

3. Фильм Абрама Роома "Третья Мещанская" (или "Любовь втроём") 27-го года.

Очень современная история - собственно говоря, во втором названии изложена суть. Но финал очень смешной и двусмысленный - героиня уходит от мужа и любовника, с которыми жила одной семьёй после того, как они отправляют её на аборт. Она едет в поезде к светлому будущему, а между брошенными мужчинами, осознавшими свою подлость и теперь в тоске лежащими на диване и кровати напротив друг друга, происходит следующий диалог:
- Что, Володя, чай пить будем?
- А варенье, Коля, осталось?:-D

4. Фильм Льва Кулешова "По закону" (1926) по рассказу Джека Лондона.

А теперь представьте - немой фильм на трёх актёров в одном замкнутом пространстве - а напряжение не оставляет ни на секунду! А уж неожиданный финал для современного кино явно был бы заявкой на сиквел! :))

5. Фильм Бориса Барнета "У самого синего моря" (1934)

Опять же, Барнет больше знаменит "Окраиной", входящей в десятку лучших отечественных фильмов, но если говорить именно об удовольствии, то смотрите "синее море"... Наум Клейман по его поводу говорил, что у него появился новый критерий гениальности режиссёра - чем дольше тот может длить на экране состояние счастья, тем гениальнее. Так вот у Барнета оно длится весь фильм! И вроде бы история-то ни о чём, и почти ничего там не происходит, но вот после этого залитого солнцем и выбеленного солью моря фильма у меня появилась мечта об отдыхе именно на Каспии...:) Кстати, не самый весёлый 34-й год - вот уж воистину "коли выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря..." :gigi:

А следующие два вы наверняка видели, но забыли! Обязательно пересматривать!
6. Дебютный фильм Василия Шукшина "Живёт такой парень" (1964)

Шукшин никогда не был моим любимым режиссёром, но этот его ранний фильм сейчас выглядит таким свежим и светлым! Просто глоток свежего воздуха. Ой, а какая дивная сцена показа дома мод в колхозе - "Это костюм птичницы Маши. Её маленьким пушистым друзьям особенно понравится в нём...(не помню что). А ещё Маша учится на заочном, поэтому в её переднике предусмотрен карман для книжки..." На "маленьких пушистых друзьях" я легла...:lol:

7. Вот и хотела бы закончить чем-нибудь посовременнее, но современное вы и без меня знаете.

А "Заставу Ильича" Марлена Хуциева наверняка подзабыли, или вообще видели только подцензурный вариант "Мне двадцать лет", т.ч. ищите полную версию и не поленитесь потратить на неё 3 с лишним часа - она того стоит! Вот помните, мы в школе писали сочинение на тему "Онегин как энциклопедия русской жизни"? Я тогда совершенно не понимала этой фразы, поняла только в зрелости. Так вот, "Застава" - это точно энциклопедия советской жизни! Там есть ВСЁ! Т.ч. смотрим или пересматриваем...
Я бы ещё понаписала, но по условиям флэшмоба тока семь...:shuffle:
Осаливать никого не буду, т.к. для меня индивидуально изменили условия, т.ч. кто хочет, может писать про песни, кто хочет - про кино... да и вообще про всё, что вы сейчас смотрите-слушаете с удовольствием :)

А я, раз уж пошла такая пьянка начала опять писать про кино, могла бы ещё отдельно про уже давно посмотренных "Левиафана" и "Солнечный удар"(не доставивших удовольствия, но здорово зацепивших), да, наверное, уже все и забыли и никому не надо?

@темы: кино

23:46 

"Я этим городом храним, и провиниться перед ним не дай мне бог вовеки..." :)

Я уже когда-то писала о маргиналах из исторических центров - тут, правда, тогда я их по ошибке гопниками назвала, но неважно. Вот и сегодня мы такого встретили. Возвращаемся с моими двумя любимыми слушателями из Киноклуба, они меня всё шоколадкой прельщают, спускаемся в метро, а там на ступеньках сидит бомж - натуральный такой синяк, грязный, опухший, запаршивевший, замотанный в какое-то рваньё - ну, наверняка вы таких каждый день видите. Только этот сидел и читал какую-то потрёпанную книгу. Я аж замерла, а мальчики мне рассказали, что видели его и по пути в кино - он тоже читал, а когда какой-то юноша протянул ему булочку в пакете, с достоинством поблагодарил и продолжил чтение. "Ну, так вот кому шоколадку-то отнесите! - закричала я, - а заодно спросите, что читает!" Было выполнено. Бомж с таким же достоинством взял шоколад и доброжелательно продемонстрировал обложку книги - Синклер Льюис! Да, это мой город...:)

@темы: мой город

16:47 

Сын получил театральную молодёжную премию "Прорыв":

Вот приз:

вот за этот проект:-D
запись создана: 24.03.2015 в 14:16

21:41 

Это я, Люйсик...

"Держись!" - говорят мне все... Да я держусь вроде... эдакий стойкий оловянный солдатик... только стойкость тут ни при чём... Болтаюсь на поверхности, как сами знаете что. Решаю какие-то сиюминутные дела, дальше одного дня не заглядываю, вглубь тоже стараюсь не смотреть. Впервые живу по принципу нелюбимой мной Скарлетт О'Хара: "Я подумаю об этом завтра..." Все мысли, чувства и воспоминания распихала в голове по сундучкам и коробочкам, наклеила на них ярлычки, написала:"Не кантовать!" и наглухо их законопатила... Живу фрагментарно, думаю и говорю поверхностно, в основном по делу... А в наглухо запечатанных сундучках идёт своя жизнь - там всё забродило, и сундучки начали подтекать... часто совершенно неожиданно. Значит, пришла пора их проветривать - потихоньку приоткрывать...
Сундучок № 1. Секс. 18+
Коробка № 2. Быт и забота.
Сундук № 3. Любовь и нежность.
Коробка № 4. Работа и деньги
Сундук № 5. Смерть и вина.
Коробка № 6. Будущее.

@темы: личное, Ван

01:29 

Дилетантские рекомендации по помощи близким, понесшим какую-то утрату...

Пишу это для тех, кто жалуется, что не знает, как помочь, как поддержать и как реагировать. Предупреждаю сразу, что я - не психолог и вообще не специалист, а люди все разные, и реакция у всех может быть разной, т.ч. эти рекомендации не безусловны. И ещё - естественно, в первую очередь я опиралась на собственный опыт, но и не только, т.ч. не надо параноить и принимать на свой счёт...:) Вам всем я как раз очень благодарна за поддержку. Да и на мой счёт тоже всё принимать не надо:gigi: - многое там вообще к моей ситуации не будет иметь никакого отношения...:) И я буду благодарна тем, кто дополнит эти "рекомендации" собственным опытом. Итак, поехали:
1) Как только вы узнали о случившемся, вы должны сразу на это отреагировать. Не надо ждать, пока всё устаканится, и пока человек станет адекватным - да, пока он в шоке, он вряд ли поймёт, кто и как именно его поддерживает, но сам факт массовой поддержки ему необходим.
Самые-самые близкие по возможности должны приехать сразу, даже если вам говорят, что не надо - надо! Одного человека сейчас оставлять никак нельзя. Не самые-самые, но тоже близкие, должны предложить приехать, но вот тут уже в случае отказа или даже при варианте "как хочешь" ехать необязательно, даже ненужно - он не один, а вы можете только мешать. Ну, а уж если он в полном неадеквате и всем кричит: "Приезжай!" - смотрите сами. Если вам нетрудно, приезжайте тоже - там посмотрите, лишний ли вы и уже на месте решите, как распределить свою помощь и силы.
2) Остальным, даже далёким, нужно тут же выразить свои соболезнования. Вот это отдельная история - нежелательно их выстраивать в безличной форме типа "мои соболезнования" или даже "прими мои соболезнования". Постарайтесь найти более тёплую форму с личным обращением. Не бойтесь кажущейся пошлости в слишком интимных обращениях типа "мой хороший", "мой родной", "мой мальчик\девочка" (вне зависимости от возраста), добавьте к соболезнованиям какие-нибудь эпитеты - например, "самые искренние", "самые глубокие", покажите своё личное отношение к произошедшему (только в первые дни без личных примеров типа "а вот у меня..." - в шоковом состоянии человеку нет дела до чужих несчастий, он категорически эгоистичен - уж простите его за это в первые дни) и т.д.
В общем, побольше тёплых слов. Человека сейчас окружает вселенский холод и пустота, и он нуждается во всевозможном тепле, включая слова - не надо преуменьшать их роли в мировом теплообмене...:) Но и ответа ждать, конечно же, не стоит - пока он ничего не понимает, и сил у него нет, но поверьте, всё это не уходит в пустоту, слова тоже материальны.
3) Кроме самих соболезнований, хорошо бы ещё предложить любую помощь - от денег до беготни по инстанциям.
Первое обычно принимают только от самых близких (без разговоров) и от коллег (там обычно собирают кто сколько может - хоть по сто рублей). Если совсем край, могут принять и от просто близких, но насильно втюхивать не надо. Раз говорят "не надо" - значит, справятся, в этом состоянии не до стеснений и не до кокетства. Последнее отдавать тоже не нужно - только лишние проблемы всем, включая себя, создадите.
Избавлять человека от инстанций полностью не нужно - эти хлопоты его как раз отвлекут. А вот помогать в этом тоже должны самые близкие, желательно, адекватные, а то сам он пока не очень адекватен, и нужен кто-то, кто всё запомнит, заплатит, решит и выполнит. Так что те из самых близких, которые настолько вовлечены в горе, что сами бьются в истерике, отпадают. Остаются самые крепкие, молодые или просто близкие...:)
А вот предложить абсолютно любую помощь могут все - это будет всё та же иллюзия непустоты вокруг, в которой человек сейчас остро нуждается. Не бойтесь - за базар отвечать вряд ли придётся...:gigi:
4) Если вы рядом, пусть будет как можно больше телесных контактов - объятий, поглаживаний, даже стискиваний. Но если человек вас отпихнёт - не обижайтесь и не огорчайтесь. Во-первых, не все вообще переносят тактильные посягновения, во-вторых, в первый день они его могут сдерживать. Я, например, в первые сутки нарезала круги безостановочно (я тогда, по-моему, несколько километров за сутки намотала), и когда меня крепко прижал к себе приехавший сразу сын, через минуту его оттолкнула - не потому, что не нуждалась в объятиях, а просто не могла стоять без движения. Но через день эта стадия проходит, и тогда объятия, поглаживания и держание за руку становятся уже необходимы.
5) Кто-то должен быть рядом всё время, не только до похорон, но желательно ещё хотя бы месяц. Причём рядом - это необязательно всё время в одной комнате, и даже не обязательно всё время общаться. Будьте готовы к тому, что он может целыми днями вас не замечать и даже уединяться. В конце-то концов, ему ещё нужно иногда "поговорить" с ушедшим наедине или просто повопить. Не надо пугаться, когда слышите вопли, и не надо сразу же кидаться утешать - наоборот, не мешайте и делайте вид, что ничего не слышите. А вот при тихих рыданиях можно присесть рядом и начать гладить. Если ему будет нужно, он сам к вам выйдет. Будьте просто неподалёку.
6) Если он не уединяется, с ним нужно разговаривать. Самая острая фаза у него до похорон - в это время лучше говорить о нём самом и его горе. Только ни в коем случае не нужно пытаться его "утешить", принижая его горе - типа "да нашёл из-за кого!", "да у людей и не такое бывает!", "да скоро вообще ядерная война\конец света!" - для него его потеря и есть конец света и ядерная война в одном флаконе!
После похорон нужно побольше говорить об умершем - расспрашивать, в сотый раз выслушивать разные истории, причём выслушивать заинтересованно и доброжелательно, не обращая внимания на нестыковки и мифологизацию. Мифологизация неизбежна - чем дальше, тем более идеальными качествами начнёт обладать ушедший, но вам жалко, что ли? :) Даже если вы лично знали и терпеть не могли умершего и только радуетесь "освобождению" от него близкого человека - засуньте эту радость себе сами знаете куда...:) (нет-нет, этот пункт как раз ко мне отношения не имеет, как вы могли подумать по экспрессии, просто наблюдала такое когда-то:-D )
7) Облегчить человеку его хлопоты (любые), конечно же, надо, но не нужно полностью освобождать его от его обязанностей - наоборот, пускай выходит на работу как можно раньше, да и по дому тоже пускай делает всё в той же мере, что и до несчастья. Перегружать и взваливать всё ради отвлечения не надо - только то, что и было. Если сам, конечно, не захочет делать больше.
8) Не надо его "отвлекать" и "развлекать" насильно. Но если он сам через какое-то время начнёт "веселиться", не осуждайте, не делайте круглых глаз и не намекайте на "несношенные каблучки" - каждый по-своему справляется со своими потерями.
9) Он ещё долго будет нуждаться в вашей поддержке - боюсь, не меньше года, пока не пройдут все сезоны и все фазы "впервые без", поэтому даже после окончания острой фазы не оставляйте его в полном вакууме - звоните почаще, встречайтесь, разговаривайте, расспрашивайте, реагируйте.*
10) Безусловно, вы не сможете ему вернуть его потерю, и заменить её не сможете... но вы сможете удержать его на краю и не дать, извините за высокий штиль, ввергнуться в пучину отчаяния и вселенского холода, окружившего его в одну минуту...:(

* Этот пункт относится ко всем, включая виртуальных знакомых, т.ч. вы реагируйте-реагируйте!:-D

@темы: Ван, личное

Дневник shoose

главная